С нами удобно!
109

 VK–square Instagram–square  OK–square   

ЗНАКОМЬТЕСЬ - НАУКОГРАД!

« Назад

ЗНАКОМЬТЕСЬ - НАУКОГРАД! 20.10.2021 18:51

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

ЗНАКОМЬТЕСЬ - НАУКОГРАД!

Так называется открытый в школе №9 центр занимательных наук на базе уже существующей «Инженерной школы». Он объединил классы-лаборатории электроники, робототехники, химии и инженерного дела. С этим проектом школа поучаствовала в конкурсе «Евраза» «Город идей — город друзей» и выиграла грант на 150 тысяч рублей для приобретения пособий и оборудования.

Утром 9 октября здесь полный аншлаг: на открытие Наукограда прибыли ребята из 1-й, 8-й, 10-й и 13-й школ, гимназии №2 и центра «Планета добра». И все они с интересом осматривают достижения хозяев - настоящую выставку робототехники. Это уже знакомые нашим читателям робот-гексапод, робот-сортировщик и совсем новые изделия. Вот мы видим битву боевых роботов. А на столе работает робот-кран, переступает ногами и машет бивнями робот-слон. Есть совсем удивительные «создания». Одно из них способно двигаться строго по начерченной кривой и, увидев на пути препятствия, отодвигать их с дороги и следовать дальше. А вот устройство, стоящее всего на двух колёсах, удерживая равновесие за счёт встроенного гироскопа и микропроцессора, конечно. Есть даже робот-андроид, правда, совсем ещё новый и не до конца запрограммирован, потому стоять и ходить может с трудом.

- Мы ему даже имени ещё не дали, вот научим, тогда и назовём, - поясняет учитель физики Наталья Тимофеевна Лысенко.

Для ознакомления с Наукоградом каждая группа гостей пойдёт по своему маршруту из нескольких «станций». А перед этим Наталья Тимофеевна и учитель химии Л.П. Дубинина проводят для них экскурсию по обновлённой школе, прошедшей капремонт и полную модернизацию по программе «Моя новая школа».

 

Чудеса девятой школы

Первое, что теперь видит входящий в «девятку», кроме стильного интерьера, подходящего и гостинице, и бизнес-центру, - это огромный глобус, да не простой, а лингвистический. Если нажать кнопку у столицы любого государства, глобус говорит на языке страны, давая о ней краткие сведения. В коридоре у кабинета инженерного дела и лаборатории робототехники стоит велотренажёр. Крутишь педали, и табло показывает значение выходного напряжения - до 5 Вольт, тут же встроены два USB-порта для зарядки телефонов. Принцип здесь простой: хочешь зарядить — сперва заряжайся сам.

На втором этаже — сразу восемь чудес Кузбасса. Это интерактивная карта на стене, управляемая отдельным планшетом и рассказывающая на выбор обо всех официально признанных чудесах нашего края, будь то скульптура «Золотая Шория», Азасская пещера или музей-заповедник «Томская Писаница».

«Удивительное под микроскопом» - стенд с фотографиями странных структур, напоминающих инопланетные ландшафты, огромные кристаллы и колючие шары. Оказывается, это привычные нам вещи: мука, сахар, соль и даже крылья бабочки. И лишь под микроскопом они выглядят столь неожиданно.

Новый стенд рассказывает об изобретениях, сделанных детьми. И вы удивитесь: это и оптический диск, и меховые наушники, и фруктовый лёд, и многое другое. 

Есть в школе и свой музей Великой Отечественной войны, на стенах — фотографии и информация о фронтовиках, а под стеклом — ценные экспонаты, найденные поисковиками города Мценска Орловской области на местах сражений. Половину стены занимают фотографии Бессмертного полка.

Оказывается, самой школе в этом году 90 лет, и её истории посвящён отдельный стенд. А есть, наоборот, стенд о будущем, точнее, его профессиях, например: игро-педагог, кибер-следоваетель, дата-журналист. И совсем рядом висят чудо-часы, стрелки их крутятся вместе с огромными шестерёнками, если вращать центральный диск, который на самом деле игра-лабиринт с маленькими шариками. Это любимое место школьников на переменах, которые здесь аж по 20 минут, а сами уроки — по сорок.

Но и это ещё не всё. Теперь здесь прекрасно оснащённые классы, а кабинеты физики, информатики, лаборатории радиоэлектроники, робототехники, класс инженерного дела - вообще уникальны.

 

Хотите порулить?

Итак, Наукоград, с которым каждую команду знакомят хозяева - ребята из Инженерной школы.

Команда школы №10 в сопровождении Арины Алексеевой и Марии Горбуновой идёт на второй этаж, где ребят ждут гонки на машинках с дистанционным управлением. На пульте — два джойстика, каждый из которых отвечает за левые или правые ведущие колёса. И надо проехать по трассе, размеченной вешками. Получается не у всех и не сразу, зато сколько азарта и удовольствия! Машинки, кстати, собраны ребятами Инженерной школы из конструкторов «VEX».

 

Фокусы в пробирке

Следующая станция — химлаборатория. Здесь под руководством учителя химии Людмилы Петровны Дубининой и 10-классницы Софии Ивановой ребятам предстоит творить маленькие чудеса. По программе химия у них нескоро, но сейчас они узнают, насколько это занимательно и интересно:

- Берём чистую пробирку и баночку с оранжевым порошком, кончиком ложечки насыпаем порошок в пробирку. Теперь наливаем немного воды и чуть-чуть перемешаем.

…Когда вода в пробирке становится оранжевой, в неё добавляют гидроксид, и под изумлённые возгласы она желтеет, а две капли кислоты снова делают её оранжевой.

 - Буквально фокусы, правда? - комментирует Л.П. Дубинина. - В чистую пробирку насыпаем синий порошок, наливаем пару капель гидроксида.   

…И голубая жидкость клубится облаками, как и обещала Людмила Петровна, фокусы продолжаются: добавляют жидкость оранжевую, и смесь уже зеленеет. Дальше ещё эффектнее: смешав в чистой пробирке грамм соды и каплю кислоты, ребята видят бурление и пузыри — миниатюрный гейзер реакции нейтрализации. Словом, химичить — здорово!

 

Есть контакт!

Команда школы №8 приходит в лабораторию радиоэлектроники. Здесь преподаватель Раиса Ивановна Литвиненко покажет им, что собирать электронные схемы — легко и просто. Платы для них сделаны из пластмассы и снабжены кнопками как на одежде, к ним крепятся детали, проводники и элементы питания. Помогает им Максим Герт, предложив для начала собрать схему, издающую звук:

- Вот схема, на ней номером 22 обозначена микросхема, есть динамик — номер 20, есть ключ и источник питания. А синие дорожки — в реальной схеме это соединительные провода.

- Сначала устанавливаете микросхему, и от неё пошли: синие провода, ключ, динамик… - подсказывает Раиса Ивановна. И вот первый результат — в лаборатории звучит сирена скорой помощи. Дальше в схему вместо ключа вставляют геркон, и снова чудо: стоит к нему поднести магнит, и сирена срабатывает. А переключая провода на микросхеме, можно менять характер и тон звуков.

А в кабинете физики у Натальи Тимофеевны Лысенко ребята собирают уже настоящие электрические схемы из настоящих проводов, лампочек и электромоторчиков. Всё это мигает, крутится — работает к радости юных экспериментаторов.

 

Побежишь, робомышь?

А что такое или кто такая робомышь? Это в своём кабинете информатики рассказывает преподаватель Елена Ивановна Каширина и участник Инженерной школы Кирилл Горлов. А вот и мышка — пластмассовый зверёк с глазками, а на спинке — с кнопками в виде стрелок: вперёд, назад, налево, направо, сброс и активация. Оказывается, всё просто, и одно нажатие означает, что мышка пробежит ровно один квадрат, три нажатия — три квадрата, также в память закладываются повороты, последовательное нажатие формирует маршрут. И вот мышки бегут сквозь воротца и приходят к финишу. А дети учатся азам программирования.

Тут же и совсем любопытная вещь — робот-чертёжник. Круглая плашка с отверстием для гелевой ручки стоит на листе бумаги, рядом — управляющая панель с гнёздами, куда вставляются командные фишки. На них - линии и повороты под разными углами, и когда устройству дают старт, маленький робот начинает получать команды по радиоканалу и приходит в движение, за считанные секунды вычерчивая на листе пятиконечную звезду.

 

P.S. На открытии Наукограда успехов ребятам и учителям пожелали  директор школы С.Н. Лысенко и директор Таштагольской шахты В.В. Филимонов. В центре, созданном для популяризации науки и техники, раз в месяц будут проводить инженерные субботы для ребят из других школ. И, конечно, работать над новыми идеями.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора

 


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий