НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
ЗНАКОМЬТЕСЬ - НАУКОГРАД!
Так называется открытый в школе №9 центр занимательных наук на базе уже существующей «Инженерной школы». Он объединил классы-лаборатории электроники, робототехники, химии и инженерного дела. С этим проектом школа поучаствовала в конкурсе «Евраза» «Город идей — город друзей» и выиграла грант на 150 тысяч рублей для приобретения пособий и оборудования.
Утром 9 октября здесь полный аншлаг: на открытие Наукограда прибыли ребята из 1-й, 8-й, 10-й и 13-й школ, гимназии №2 и центра «Планета добра». И все они с интересом осматривают достижения хозяев - настоящую выставку робототехники. Это уже знакомые нашим читателям робот-гексапод, робот-сортировщик и совсем новые изделия. Вот мы видим битву боевых роботов. А на столе работает робот-кран, переступает ногами и машет бивнями робот-слон. Есть совсем удивительные «создания». Одно из них способно двигаться строго по начерченной кривой и, увидев на пути препятствия, отодвигать их с дороги и следовать дальше. А вот устройство, стоящее всего на двух колёсах, удерживая равновесие за счёт встроенного гироскопа и микропроцессора, конечно. Есть даже робот-андроид, правда, совсем ещё новый и не до конца запрограммирован, потому стоять и ходить может с трудом.
- Мы ему даже имени ещё не дали, вот научим, тогда и назовём, - поясняет учитель физики Наталья Тимофеевна Лысенко.
Для ознакомления с Наукоградом каждая группа гостей пойдёт по своему маршруту из нескольких «станций». А перед этим Наталья Тимофеевна и учитель химии Л.П. Дубинина проводят для них экскурсию по обновлённой школе, прошедшей капремонт и полную модернизацию по программе «Моя новая школа».
Чудеса девятой школы
Первое, что теперь видит входящий в «девятку», кроме стильного интерьера, подходящего и гостинице, и бизнес-центру, - это огромный глобус, да не простой, а лингвистический. Если нажать кнопку у столицы любого государства, глобус говорит на языке страны, давая о ней краткие сведения. В коридоре у кабинета инженерного дела и лаборатории робототехники стоит велотренажёр. Крутишь педали, и табло показывает значение выходного напряжения - до 5 Вольт, тут же встроены два USB-порта для зарядки телефонов. Принцип здесь простой: хочешь зарядить — сперва заряжайся сам.
На втором этаже — сразу восемь чудес Кузбасса. Это интерактивная карта на стене, управляемая отдельным планшетом и рассказывающая на выбор обо всех официально признанных чудесах нашего края, будь то скульптура «Золотая Шория», Азасская пещера или музей-заповедник «Томская Писаница».
«Удивительное под микроскопом» - стенд с фотографиями странных структур, напоминающих инопланетные ландшафты, огромные кристаллы и колючие шары. Оказывается, это привычные нам вещи: мука, сахар, соль и даже крылья бабочки. И лишь под микроскопом они выглядят столь неожиданно.
Новый стенд рассказывает об изобретениях, сделанных детьми. И вы удивитесь: это и оптический диск, и меховые наушники, и фруктовый лёд, и многое другое.
Есть в школе и свой музей Великой Отечественной войны, на стенах — фотографии и информация о фронтовиках, а под стеклом — ценные экспонаты, найденные поисковиками города Мценска Орловской области на местах сражений. Половину стены занимают фотографии Бессмертного полка.
Оказывается, самой школе в этом году 90 лет, и её истории посвящён отдельный стенд. А есть, наоборот, стенд о будущем, точнее, его профессиях, например: игро-педагог, кибер-следоваетель, дата-журналист. И совсем рядом висят чудо-часы, стрелки их крутятся вместе с огромными шестерёнками, если вращать центральный диск, который на самом деле игра-лабиринт с маленькими шариками. Это любимое место школьников на переменах, которые здесь аж по 20 минут, а сами уроки — по сорок.
Но и это ещё не всё. Теперь здесь прекрасно оснащённые классы, а кабинеты физики, информатики, лаборатории радиоэлектроники, робототехники, класс инженерного дела - вообще уникальны.
Хотите порулить?
Итак, Наукоград, с которым каждую команду знакомят хозяева - ребята из Инженерной школы.
Команда школы №10 в сопровождении Арины Алексеевой и Марии Горбуновой идёт на второй этаж, где ребят ждут гонки на машинках с дистанционным управлением. На пульте — два джойстика, каждый из которых отвечает за левые или правые ведущие колёса. И надо проехать по трассе, размеченной вешками. Получается не у всех и не сразу, зато сколько азарта и удовольствия! Машинки, кстати, собраны ребятами Инженерной школы из конструкторов «VEX».
Фокусы в пробирке
Следующая станция — химлаборатория. Здесь под руководством учителя химии Людмилы Петровны Дубининой и 10-классницы Софии Ивановой ребятам предстоит творить маленькие чудеса. По программе химия у них нескоро, но сейчас они узнают, насколько это занимательно и интересно:
- Берём чистую пробирку и баночку с оранжевым порошком, кончиком ложечки насыпаем порошок в пробирку. Теперь наливаем немного воды и чуть-чуть перемешаем.
…Когда вода в пробирке становится оранжевой, в неё добавляют гидроксид, и под изумлённые возгласы она желтеет, а две капли кислоты снова делают её оранжевой.
- Буквально фокусы, правда? - комментирует Л.П. Дубинина. - В чистую пробирку насыпаем синий порошок, наливаем пару капель гидроксида.
…И голубая жидкость клубится облаками, как и обещала Людмила Петровна, фокусы продолжаются: добавляют жидкость оранжевую, и смесь уже зеленеет. Дальше ещё эффектнее: смешав в чистой пробирке грамм соды и каплю кислоты, ребята видят бурление и пузыри — миниатюрный гейзер реакции нейтрализации. Словом, химичить — здорово!
Есть контакт!
Команда школы №8 приходит в лабораторию радиоэлектроники. Здесь преподаватель Раиса Ивановна Литвиненко покажет им, что собирать электронные схемы — легко и просто. Платы для них сделаны из пластмассы и снабжены кнопками как на одежде, к ним крепятся детали, проводники и элементы питания. Помогает им Максим Герт, предложив для начала собрать схему, издающую звук:
- Вот схема, на ней номером 22 обозначена микросхема, есть динамик — номер 20, есть ключ и источник питания. А синие дорожки — в реальной схеме это соединительные провода.
- Сначала устанавливаете микросхему, и от неё пошли: синие провода, ключ, динамик… - подсказывает Раиса Ивановна. И вот первый результат — в лаборатории звучит сирена скорой помощи. Дальше в схему вместо ключа вставляют геркон, и снова чудо: стоит к нему поднести магнит, и сирена срабатывает. А переключая провода на микросхеме, можно менять характер и тон звуков.
А в кабинете физики у Натальи Тимофеевны Лысенко ребята собирают уже настоящие электрические схемы из настоящих проводов, лампочек и электромоторчиков. Всё это мигает, крутится — работает к радости юных экспериментаторов.
Побежишь, робомышь?
А что такое или кто такая робомышь? Это в своём кабинете информатики рассказывает преподаватель Елена Ивановна Каширина и участник Инженерной школы Кирилл Горлов. А вот и мышка — пластмассовый зверёк с глазками, а на спинке — с кнопками в виде стрелок: вперёд, назад, налево, направо, сброс и активация. Оказывается, всё просто, и одно нажатие означает, что мышка пробежит ровно один квадрат, три нажатия — три квадрата, также в память закладываются повороты, последовательное нажатие формирует маршрут. И вот мышки бегут сквозь воротца и приходят к финишу. А дети учатся азам программирования.
Тут же и совсем любопытная вещь — робот-чертёжник. Круглая плашка с отверстием для гелевой ручки стоит на листе бумаги, рядом — управляющая панель с гнёздами, куда вставляются командные фишки. На них - линии и повороты под разными углами, и когда устройству дают старт, маленький робот начинает получать команды по радиоканалу и приходит в движение, за считанные секунды вычерчивая на листе пятиконечную звезду.
P.S. На открытии Наукограда успехов ребятам и учителям пожелали директор школы С.Н. Лысенко и директор Таштагольской шахты В.В. Филимонов. В центре, созданном для популяризации науки и техники, раз в месяц будут проводить инженерные субботы для ребят из других школ. И, конечно, работать над новыми идеями.
Кирилл САЗАНОВ, фото автора
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль