С нами удобно!

В КЛЕТКЕ ВРЕМЕНИ

« Назад

В КЛЕТКЕ ВРЕМЕНИ 14.11.2019 12:03

Если «Война ещё не началась» - спектакль драматический, а «Подарок домового» - волшебная детская сказка, то «Клетка времени» - представление довольно оригинальное, для большинства и вовсе непривычное. Это потом, во время оживлённого диалога с артистами выяснится, что язык пластики оказался ясен и понятен, но первое впечатление было как вспышка в темноте. Хотя руководитель труппы и предварил спектакль некоторыми пояснениями.

-Сегодня будут пластические зарисовки, где всё решено в сценическом движении, кроме одной экспериментальной работы, - говорит кандидат культурологии, доцент кафедры театрального искусства и руководитель курса Сергей Николаевич Басалаев. - Это не единый спектакль, а набор пластических историй, которые придумали сами студенты и воплотили их в пластику. Сегодня мы представим вашему вниманию эти истории, которые рождались в процессе обучения студентов. И мы решили связать их в единый спектакль. Конечно, язык пластический требует понимания, но мне кажется, что современная культура тяготеет к визуальному восприятию. И поэтому, мне кажется, будет понятно, о чём идёт речь.

Итак, зарисовки имели свои названия, раскрывающие суть: «Кошмарный сон», «Укрощение», «Море», «ПокАвру», «Лихорадка», «Не дыши», «Сусперия» и «Жучок». Но чтобы пояснить словами то, что было рассказано музыкой, движением и драматической мимикой актёров, потребуется и времени, и слов куда больше, чем шли эти зарисовки. Хотя очень кратко и лишь некоторые «пересказать» попытаюсь.

«Кошмарный сон». Звучат «Скованные одной цепью» группы «Наутилус-Помпилиус». Человек выносит гитару, кладёт её на сцену и пятясь пытается уйти. Но не может - его тянет назад, он прикасается к грифу, и... корчится от пронзительной боли. А со всех сторон его окружают мельтешащие фигуры, чего-то требуют, ласкают, терзают. Себе он уже не принадлежит. Его носят на руках, теребят словно куклу, истязают. И в какой-то момент, когда это внешнее уже невыносимо, гитара в его руках становится оружием, отражающим натиск. А потом, в суете и толчее... обретает «нового» хозяина. О чём это — понятно без единого слова: творец и общество, искусство и несвобода, гений и зависть — извечные дилеммы творчества.

А вот прекрасная притча «Море». Среди волн, их ритмичного движения, в луче света появляются двое. Только их освещает этот волшебный свет. Он возвышает их над прочими. И так легко ловить из воздуха нечто ценное и, видимо, полезное. Настолько необходимое, что Она увлекается этой ловлей, совершенно забывая о Нём. И вот уже нет Его рядом и нет нигде вообще. Только море вокруг, только кипящая и бурлящая масса со всех сторон. И не видать того волшебного света, всё тонет в блеклых тонах. Серость, пустота и волны…

«ПокАвру» - синтез акробатики и слов. На сцене двое, они исполняют сложный танец, где среди силовых элементов и грациозных движений вьётся нить разговора: «Скажешь мне «да»? - Да. -Скажешь мне «нет»? - Нет. -Что там в окне? - Звезда. -Что нам с того? - Свет. -Что на стене? - Тень — А в колыбели? - Дочь. - Завтра придёт... - День. -Но, а пока… - Ночь. - Ты меня любишь? - Да. - Что нам с того? - Свет. - Ты меня любишь? - Да. Ты меня любишь?.. Ответная рифма должна открыть ложь, но повисает в тишине.

А вот «Жучок» - долгая история из жизни и борьбы некоего насекомого. Или не обязательно насекомого. Главный герой сперва робкий и пугливый, на его глазах некие существа делают своей добычей такие же странные комки, из которых он только что и сам появился на свет. Одни прыгают, выпучив глаза, плюются чем-то гибельным. И берут добычу. Другие летают, машут крыльями, стращают! А Жучок откуда ни возьмись обретает оружие — плюёт в хищников так же, как делали те — прыгучие. И, освободив от врагов некий тёплый комочек, спасает своего сородича. И тут оказывается, что это — его вторая половинка. Она -то и преображает нашего Жучка, даёт ему крылья, способность летать. А главное: из тугого кокона «шеи» вдруг высвобождается просветлевшее Лицо.

Примерно так понял увиденное автор этой статьи. По ощущениям это был высший пилотаж. Сами же студенты, говоря о спектакле, признавались: на уровне слов некоторые зарисовки объяснить очень сложно.

Тем важнее оказался разговор зрителей с актёрами:

-Скажите, у вас жизнь интересная — реальная, простая? Не кажется скучной после такого?

-Отдельно от института? А разве такая бывает?.. Да что Вы! Есть у нас обычная жизнь, и она тоже интересная и насыщенная.

С.Н. Басалаев:

-Они в институте с девяти утра и до девяти вечера - пока не приходит охрана и их не выгоняет. И они идут делать домашнее задание.

-Почему название «Клетка времени»?

С.Н. Басалаев:

-Все истории, которые были представлены, не привязаны ко времени, это может происходить всегда. Они замкнуты в своих жизненных ситуациях, клеточках, которые нам судьба расставляет. А само название родилось из отдельного этюда, который касается борьбы за власть. И так как она происходит в железной клетке, которую мы никак не смогли привезти в Таштагол, этого номера мы не показали. И из той клетки — красной, железной, огромной, в которой всё и двигается, на кафедре родилось это название.

-Мы поражены пластикой, никогда не думали, что театралы могут быть в такой физической форме. Как это удаётся?

-В театральной жизни у нас есть такие предметы, как сценическое движение, пластика, танец, жонглирование, стэп, есть даже фехтование, мастерство звукооператора. Одним актёрским мастерством заниматься недостаточно.

-А что будет написано в ваших дипломах?

- «Руководитель любительского театра».

С.Н. Басалаев:

-Если кто-то будет поступать в следующем году, профиль будет называться «Режиссёр театральной студии».

Студенты:

-Можно поступить заново?.. На самом деле, неважно, что у вас написано в дипломе, важно, что вы получаете в этом заведении, у этого педагога, который в следующем году будет набирать новый курс.

Главный режиссёр НТ «Ракурс» Елена Попыкина напомнила, что с работами студентов предыдущих выпусков С.Н. Басалаева таштагольские зрители уже знакомы по замечательным спектаклям, которые прошли на этой сцене. (например, «Мать изменника» по произведению М. Горького). А творческая судьба многих выпускников сложилась успешно. Сам Сергей Николаевич подтвердил: сейчас его ученики работают во всех кемеровских театрах.

По-моему, это отличная новость для тех, кто мечтает о театральной сцене и стремится поступить в КемГИК на режиссёрское отделение. Тем более, что, судя по тому, что я видел, там готовят настоящих мастеров.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий