С нами удобно!
109

 VK–square   OK–square   

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

« Назад

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 06.03.2022 00:00

ПРОИЗВОДСТВО

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

В Шерегешской шахте заработала подземная машина для оборки заколов. Работу, которая раньше выполнялась вручную и с риском для жизни, теперь делает машина. И это в прямом смысле слова техника безопасности.

На горизонте +185 метра от шахтного ствола «Новоклетьевой» мы идём по порожняковому штреку — выработке, где от ствола Скипового составы идут на погрузку. Здесь тепло и сухо, почти как в метро. Уже через пятнадцать минут воздух вибрирует от характерного рёва мощного двигателя. Всё правильно: мы сворачиваем в так называемый наклонный спуск. Именно здесь и движется самоходная подземная техника. Широкий, семи метров диаметром ход, спускается вниз, то ровно, то чуть не по спирали. Это самая настоящая автодорога, только подземная, и по пути нам встречаются ПДМ — погрузочно-доставочные машины. Ещё через десять минут мы уже на горизонте +140 метра и в полутора километрах от ствола «Новоклетьевой», в буро-доставочном орте №14. Сюда уже в ночную смену взрывники придут заряжать веерные скважины, а утром работает новая для этой шахты техника — машина для оборки заколов. Её конструкция схожа с буровой: позади мотор, сверху кабина, а впереди - подвижная стрела с гидромолотом. Вот она поднимается к самой потолочине орта, машинист высматривает торчащий каменный выступ и наводит на него инструмент, который начинает работать подобно отбойному молотку. Сверху сыплется битый камень. Очередной закол ликвидирован. 

...Что такое вообще закол? Это страшный сон любого проходчика, крепильщика, бурильщика — да вообще, каждого, кто работает в не капитальных, а значит, не бетонированных горных выработках. Это каменная глыба, висящая над головой и грозящая оторваться от свода — прямо вниз. Удаление, а по-горняцки «оборка» заколов, испокон века была работой трудной и опасной. Человек брал в руки буровую штангу (больше десяти кило, на всякий случай!) и стоя в стороне, сбивал глыбу с «потолка». Не за раз, а изрядно попотев. И так целый день и не в одиночку. Сегодня в шахте Шерегешской этот каторжный труд упразднён, с ним справляется всего один человек за рычагами одной машины. Его работу вряд ли сосчитаешь количественно, ведь камень камню рознь, да и висят они совсем не равномерно.

Машинист ПСМ Вячеслав Романович Новиков до этого тоже работал на подземной самоходной машине, только с корзиной для подъёма людей и грузов, теперь специфика несколько иная.

- Новая машина, это всегда лучше, а эта предназначена для безопасности людей, чтобы подготовить им место для работы, и чтобы на них не падали заколы. Всё что опасно, то и сбивается, - поясняет машинист В.Р. Новиков. - Стрела имеет длину 6 метров и выдвигается ещё на 4 метра.

В самой машине человек себя чувствует полностью защищённым. Чего только стоит решётка   перед лобовым стеклом — она сделана даже не из прутьев, а из стальных рёбер.

Как поясняет главный специалист по подземным горным работам ЕВРАЗ ЗСМК Роман Сергеевич Тимченко,эту машину –первую в своём роде на наших рудниках — по частям спустили в шахту и собрали на прошлой неделе. Ибо задача руководства — обезопасить людей на рабочих местах и не допустить производственного травматизма.

- Все добычные точки, которые мы готовим к взрыву, эта машина проходит в течение суток, - рассказывает Р.С. Тимченко, - все отслоения горной массы, все заколы будут убраны, и взрывник придёт на зарядку в полностью безопасное рабочее место.

 

Кирилл САЗАНОВ, фото автора

 


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий