С нами удобно!
109

 VK–square Instagram–square  OK–square   

СЫГРАТЬ НА МОСКОВСКОЙ СЦЕНЕ

« Назад

СЫГРАТЬ НА МОСКОВСКОЙ СЦЕНЕ 19.11.2020 09:53

посчастливилось актёрам народного театра «Ракурс», представившим столичной публике сцену из спектакля «Ревизор».

...Октябрь 2020 года, Москва, легендарный театр «Современник». На сцене — бессмертный «Ревизор».  Главный герой пьесы Хлестаков, которого играет Андрей Баранин, является в гости к городничему (Игорь Саломахин). Здесь его супруга (Оксана Арбатская), дочка (Ольга Скобелева), попечитель богоугодных заведений Земляника (Сергей Подвигин)… - всего на сцене 18 человек. Актёры не играют — они живут в том времени и пространстве. Те, кто ходил на спектакль в Таштаголе, могут представить реакцию зала. До сих пор такого «Ревизора», кроме нас, не видел ещё никто.   

4 стр ракурс (1)

Этот спектакль по пьесе классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя в активе «Ракурса» - один из наиболее удачных. На таштагольской сцене он был поставлен десять лет назад, и попасть на «Ревизора» считалось удачей. Мало того, что бессмертная пьеса, написанная классиком на все времена, сегодня особенно актуальна. Прибавьте сюда мастерскую режиссуру, блестящую игру актёров и получите настоящий успех. Такой же вывод сделало в этом году жюри Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов, куда «Ракурс» представил видеозапись 20-минутного фрагмента из своего «Ревизора».

Поехали!

Как рассказывает главный режиссёр театра НТ «Ракурс» Елена Попыкина, по условиям конкурса необходимо было предоставить 20-минутный отрывок из классической пьесы.

-«Ревизора» мы играли 10 лет назад, но на 30-летие театра, в 2018 г. восстановили и отрепетировали именно этот совершенно законченный отрывок. А у меня была давняя мечта показать этот спектакль профессионалам, - вспоминает Елена Владимировна. - В театральном отделе дома народного творчества г. Кемерово фрагмент оценили, и в мае мы должны были ехать на отборочный тур в Новосибирск, а в случае победы — уже в Москву. Но в связи с пандемией два первых этапа прошли в режиме онлайн. В Москве итоги фестиваля были подведены в июне, и мы узнали, что стали дипломантами 1 степени. До звания лауреата и премии в 2 млн рублей на развитие театра нам не хватило каких-то три голоса! Но в качестве подарка к диплому 1 степени нам была предоставлена эта поездка в Москву на гала-концерт закрытия фестиваля с полной оплатой проезда и проживания на всю труппу, занятую в этой сцене, а это 18 человек.

4 стр ракурс (2)

И начались дорожные хлопоты. Первым делом из Всероссийского дома народного творчества им. Поленова на имя главы района пришло письмо с просьбой о содействии в отправке. «Ракурс» - театр народный, все его актёры где-то работают, а значит, им надо получить недельные отпуска. Кто-то решает проблему самостоятельно. Но одних горняков в этом отрывке занято девять. И глава района В.Н. Макута ведёт переговоры с директором шахты В.В. Филимоновым, директором горнорудных активов «Евраза» В.Ф. Мельниченко. Всё решается успешно, и таштагольцы отправляются в путь. И очень благодарны за помощь.

- Мне очень приятно, что у многих останутся воспоминания о том, что в составе коллектива они побывали в столице нашей Родины, - говорит Е.В. Попыкина. - Кто-то впервые летел на самолёте, кто-то ни разу не был в Москве, а теперь они будут помнить, что всё это случилось

вместе с «Ракурсом».

Наши в «Современнике»

Во 2-й день закрытия фестиваля на сцене московского театра «Современник» выступали 11 театральных коллективов со всей России. Среди них — наш таштагольский «Ракурс». Интересно, что в программе был ещё один фрагмент из «Ревизора» в исполнении театра из Челябинской области.

-Страшно было выступать на столичной сцене?

-Не страшно, просто волнительно. Кто сидел в зале, я вообще не видел и даже не думал об этом, - рассказывает Сергей Подвигин. - Самое главное было выйти на сцену и достойно выступить.

-Говорят, что если не волнуешься, то или плохой артист или дурак. Волнение всегда присутствует, тем более — на столичной сцене: провинция приехала. Но я считаю, что уровень мы показали высокий, - говорит Игорь Саломахин. - Многие нас оценили. Даже те, что тоже показывали «Ревизора», признали, что они после нас на втором месте. Сцена в «Современнике» большая. Хорошо, что до выступления мы её вовремя опробовали, иначе просто бы на ней растерялись. Правда, когда уже были на старте и стояли за кулисами, нам говорят: стоп, перерыв, а вы идёте позже.

4 стр ракурс (3)

-И с трёх часов до половины шестого они ходили, наряженные в костюмы, слегка перегорели. Но в этот технический перерыв мы снова побродили по сцене, пробежались по мизансценам, - добавляет Е.В. Попыкина. - Так что за эту паузу организаторам спасибо.

Любопытная история вышла с частью реквизита. Так, в сцене «Ревизора» есть сундук в доме городничего, на который вскакивает Хлестаков. «Дома» он был прочным и надёжным, здесь достался большой, но хлипкий.

-Мы боялись, что наш господин Хлестаков в сундуке окажется, - смеётся И.В. Саломахин.

А ещё нужна была трость. В «Ракурсе» она металлическая, в самолёт с ней бы просто не пустили, в багаж не сдашь — по габаритам не проходит. И реквизитор «Современника» ведёт Елену Попыкину на склад: «Выбирайте!» А там этих тростей не меньше сотни.   

Актёры вспоминают, как с непривычки в театре «Современник» они чуть не заблудились и «заблуждались» потом не единожды. Оказалось, что там есть даже лифты, что и в гримёрках, и на каждом углу - телевизоры, транслирующие сцену, чтобы занятые в спектаклях актёры не пропустили свой выход.

-Наверное вы и знаменитостей там повстречали?

-Да, Гошу Куценко видели. Он кофе пил. И Сергей Гармаш нам встретился, - говорит Игорь Саломахин.

-С Гармашем мне вообще встреча понравилась, - добавляет Сергей Подвигин. - По Чистым Прудам плавали утки. Игорёха говорит: «Смотри какие, снимай!» А красота, правда: я таких уток-то сроду не видел. Одна плавает рядом. Он ей: «Покажи Москву?» Она ныряет и ко мне — задом. И пока я эту «Москву» фотографирую, он мне по плечу: «Серёга, известный актёр прошёл!» «А кто?» - спрашиваю. - «Не помню, но я с ним поздоровался, и он, главное, тоже со мной поздоровался… Гармаш это был». Вот спасибо, пока я уток фотографирую, он с Гармашем здоровается.

На 3-й день фестиваля была встреча с главным режиссёром «Современника» Виктором Рыжаковым и просмотр спектакля «Оттепель» выпускников актёрского отделения ГИТИСа.

-Это были драматические актёры, а не актёры музыкального театра, как могло бы показаться, потому что все они — музыканты, все — мультиинструменталисты, то есть, играют на нескольких инструментах, да ещё поют и танцуют, - рассказывает Елена Попыкина.

-Спектакль состоял из отрывков разных произведений, в том числе и таких, как «Мать» Горького. Идёт, например, тема человеческих взаимоотношений, актёр, сидя на краю сцены, поворачивается к зрителям — к каждому в отдельности и, глядя в глаза, спрашивает, а как бы он поступил вот в этом случае? – И зал замирает, тишину постепенно заполняет музыка… А какие у них были голоса! – добавляет И.В. Саломахин. - Пели Цоя и Высоцкого, раскладывали на голоса народные песни.  Прелестный был спектакль.

…Оказалось, что поставил эту «Оттепель» (не путать с фильмом — это разные произведения) тот самый режиссёр Рыжаков, и что актёры — его студенты.

Особенно впечатлил наших ракурсистов гала-концерт на закрытии фестиваля, объединивший в себе 4 фестивальных направления: театральное искусство, цирк, духовые оркестры и балет. Программа с участием лауреатов шла около 2-х часов в Московском Государственном академическом театре русской песни Надежды Бабкиной. Как вспоминает Е.В. Попыкина, на сцене одновременно работали по 100-150 человек, основой представления были отрывки из спектаклей: «12 стульев», «Чайка», «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось». И когда в «12 стульях» идёт сеанс одновременной игры в шахматы, то одновременно с ним на заднем плане играет духовой оркестр — тоже из числа лауреатов. Звучит возглас: «Цирк приехал», и вот уже задействован цирковой коллектив. А в другом отрывке герои идут на балет… Так и были вплетены друг в друга выступления коллективов в различных жанрах.

Приключения таштагольцев в столице

Собственную культурную программу в Москве они начали сразу по прибытии. В первый же день побывали на Красной площади, сходили к Большому театру, осмотрели стену Виктора Цоя, съездили на Воробьёвы горы, где прокатились в кабинке канатной дороги и, конечно, гуляли по Москве.

-Мы ходили по старым московским улочкам, нашли театр «Табакерка» Олега Табакова,  побродили по расцвеченной огнями ночной Москве, побывали у МХАТа, у Малого театра, - вспоминает Елена Попыкина.

-Запомнилось одно кафе, где весь персонал в казачьих костюмах, но... все негры: «Заходи, мясо покущай!» - рассказывает Игорь Саломахин.

А когда после гала-концерта спектакля «Оттепель» актёры «Ракурса» ждали автобус, у них прямо на ступеньках театра как-то сам собой начался их собственный концерт, и к ним тут же присоединились  остальные коллективы. 

-Мы спели «Ой, то не вечер», и как тут началось — все стали подпевать. Что мне больше всего запомнилось, и от этого прямо тепло стало на душе: подъехала полиция, а поют человек сто, толпа стоит уже у самой дороги, и полицейский... берёт жезл и начинает все машины пропускать в объезд. Сам стоит, на телефон снимает. Я-то думал нас разгонят, а тут — наоборот, - вспоминает И.В. Саломахин. - Машины едут, нам сигналят… прохожие смотрят, снимают. Приятный был момент...

Такой и запомнится актёрам «Ракурса» эта поездка и этот удивительный фестиваль. Сейчас в театре начинаются репетиции нового спектакля, и кто знает, куда он приведёт.

Кирилл САЗАНОВ


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий