С нами удобно!
109

 VK–square Instagram–square  OK–square   

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШОРЦЕВ.

« Назад

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ШОРЦЕВ. 13.03.2021 11:31

2 марта 2021 года в Центральной библиотеке прошла презентация монографии, созданной директором Музея этнографии и природы Горной Шории Надеждой Алексеевной Шихалёвой. Почётный работник культуры Кузбасса, историк, музеолог и музеевед-практик, она добывала материал для книги в многочисленных экспедициях по Горной Шории.

4 стр шихалёва (1)

Итогом этой работы стала книга, выпущенная в свет в 2021 году - цветное издание на высококачественной бумаге и в твёрдом переплёте изобилует превосходными фотографиями и художественной графикой, картами и схемами.

- В монографии сделан шаг по устранению белых пятен в вопросах изучения духовной культуры шорского этноса, - рассказывает методист ЦБС Н.Ф. Баркова. - Широкому кругу читателей представлен обработанный и проанализированный этнографический материал об эволюции религиозного мировоззрения шорцев. А практическая значимость заключается в придании выявленным сакральным местам статуса памятников для принятия необходимых мер по их охране и использовании для развития этнокультурного туризма.

Значимость этого научного труда отметила и заместитель главы Таштагольского района по социальным вопросам Ирина Ларионовна Болгова:

- Сегодня праздник у Вас, Надежда Алексеевна и у всех нас, живущих в Горной Шории. На свет появилась чудесная книга. Уже глядя на неё, возникает ощущение тайны, сопричастности чему-то сакральному, сокровенному и глубинному. Я читала её в рукописи, а сейчас уже другое восприятие. Хочу сказать огромное спасибо художнику — это такое глубокое понимание и осмысление материала, что всё воспринимается, как единое целое: и текст, и оформление, и иллюстрации. Книга нужная, и она появилась вовремя.

4 стр шихалёва (2)

Автор книги приветствовала организаторов и гостей мероприятия, подробно рассказав о содержании монографии. Поблагодарила главу района, по её признанию В.Н. Макута сыграл фундаментальную роль в издании книги — без финансирования она просто не вышла бы в свет. Причин для создания этого труда у автора было достаточно, это и свой вклад в науку, и забота о духовных и культурных традициях своего народа.

- Мы с Юрием Виктровичем Шириным были в экспедиции и обсуждали вопрос о священных местах, как тему для исследования. И он порекомендовал мне создать их классификацию, - вспоминает Н.А. Шихалёва. - Я подумала, что ничего сложного в этом нет:  коренных малочисленных народов Севера и Сибири - много, наверняка есть научные работы, откуда можно взять какую-нибудь классификацию и сделать по аналогии. Но оказалось, что в научной литературе такой классификации нет. Пришлось создавать самой.

Монография по достоинству оценёна коллегами. В частности, рецензентом книги, известным археологом, заместителем директора музея «Кузнецкая крепость», автором знаменитой находки - «Кабырзинской принцессы» Юрием Викторовичем Шириным. Он же и привёл пример того, как можно использовать книгу на практике.

- Бесценно то, что Надежде Алексеевне удаётся зафиксировать тот момент, который хотелось бы сохранить не просто в памяти народной, но и как элемент культуры, скрепляющей коренных жителей с той средой, в которой они живут, которая показывает единение с природой, - говорит Ю.В. Ширин.  - Мне приходится очень часто бывать в археологических экспедициях в Горной Шории, беседовать с людьми в посёлках. И просто чувствуется, насколько им бывает больно за то, что происходит в некоторых регионах, например, нижнем течении Мрас-Су, где угольные разрезы уничтожают очень много участков. Хорошо, когда есть возможность окунуться в информацию, которую предоставляет Надежда Алексеевна. Вообще, её работа — титаническая. Если взглянуть на карту, где показано всё разнообразие памятников — а это, собственно говоря, памятники — надо чётко осознать, что культовые места, это культурное наследие, которое нужно сохранять. Это неприкосновенные участки территории… Даже на территории национального парка к таким культовым местам, по-моему, не очень правильное отношение. В особенности это касается названий урочищ. Проплываешь мимо скалы, у которой есть очень красивая шорская легенда, берущая за душу, и тут узнаёшь, что, оказывается, что у туристов это называется то ли «Попугай», то ли «Слон». Это совершенно не то, к чему нужно стремиться! Надо пропагандировать именно шорские названия, шорские мифы и предания, связанные с этими территориями. Думаю, и парк внимательно отнесётся к этой работе…

Что же такое священные места, какие они, что означают и какую роль играют в жизни коренного народа — на эти вопросы и отвечает монография, вместившая в себя массу этнографического материала. Это и легенды, и реальные истории очевидцев, и научные факты.

- О понятии священных мест говорится в самом начале книги, - поясняет автор Н.А. Шихалёва. - «Под священными местами шорцев следует понимать места обитания горных таёжных духов «Таг Ээзи», а так же, духов воды «Суг Ээзи» и болот - «Суз Ээзи». Это и места отправление культов, почитания духов-хозяев местности, места совершения культовых обрядов...» Религиозные представления об окружающих природных объектах — это многовековой процесс, и в нём известный тюрколог Дыренкова определяет два этапа. Первый — аниматические представления, т. е., ранние представления о горах и реках, как о живых существах, подобных людям. Второй этап, уже более поздний — анимистичекий — когда горы и реки рассматриваются, как жилища и вместилища духов. Эти представления очень подвижны, переплетаются, и очень трудно уловить грани между ними…

 Современный и «просвещённый» читатель, быть может, сочтёт всё это суевериями. Но рассказы охотников, воспроизведённые в монографии, опровергают подобный скептицизм. Одну из таких историй о «Таг Ээзи» пересказал научный сотрудник Музея этнографии и природы Горной Шории Виктор Алексеевич Байлагашев. Охотник гонится за соболем, а зверь, не сворачивая, бежит к священному месту. Потому что, спасается. Но и охотник не сдаётся. Вот уже и граница — перевал, который нельзя пересекать, имея своей целью убийство живого существа. Тут и азарт охотничий, и сомнения: а есть ли эти силы на самом деле? Перешёл охотник границу, и вдруг услышал, как скулит его собака: лапы её провалились в снег, под которым была коварная колода. В прыжке несчастная собака сломала передние лапы. И понял он, что зря сюда пришёл, повернул было назад, но поздно — сломалась лыжа. Еле-еле выбрался он с того запретного места.

- Вроде и времена такие, что «верую-не верую», а случаи такие происходят, доказывая, что не зря существуют предания. Что есть такие места — особые места… - закончил рассказ В.А. Байлагашев.

Монография Н.А. Шихалёвой «Священные места шорцев. Верования, обряды, легенды» содержит подробную карту этих таинственных мест. Для тех, кто по-настоящему любит свою малую родину, это настоящая находка. А для развивающейся туристической индустрии — вообще кладезь полезного, а главное, подлинного материала. Кто бывал на экскурсиях по Горному Алтаю, знает, насколько эффективно это работает.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора  


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий