С нами удобно!
109

 VK–square   OK–square   

СТОИМ ИЛИ ЕДЕМ?

« Назад

СТОИМ ИЛИ ЕДЕМ? 06.08.2023 00:00

ТРАНСПОРТ

СТОИМ ИЛИ ЕДЕМ?

Встреча министра транспорта Кузбасса с коллективом Таштагольского ГП АТП прошла на предприятии в пятницу, 28 июля 2023 г. В ходе двухчасовой дискуссии были обсуждены важнейшие вопросы, касающиеся ситуации, сложившейся в работе автобусного транспорта и в самом коллективе АТП.

Сама по себе встреча была организована по инициативе губернатора Кузбасса С.Е. Цивилёва, к которому в ходе прямой линии обратился бывший председатель профкома ГП АТП М.Г. Плесенников, рассказавший губернатору о положении трудящихся и рекордном за последние годы числе увольнений. И по распоряжению С.Е. Цивилёва в Таштагол едет министр транспорта С.В. Рубан. Встреча с коллективом назначена на пятницу, в 11.00…

Автора этой статьи на встречу предсказуемо не пустили. Сделал это лично генеральный директор ГПК «Пассажиравтотранс». Чего он пытался этим добиться, неясно: как видите, это никак не помешало мне написать материал, получив полную аудиозапись встречи.

А прошла она в целом интересно. Выступал в основном министр транспорта, он же отвечал на вопросы. Как на любом собрании любого трудового коллектива были «жалобы и недовольства». Но были и конструктивная критика, дельные предложения и советы по исправлению недостатков.

Министр первым делом рассказал, зачем и почему Таштагольское ГП АТП было включено в состав ГПК «Пассажиравтотранс»: наше предприятие стояло на грани банкротства — его долги, включая налоговые и задолженности поставщикам, перевалили за шестьдесят миллионов рублей. Благодаря директору Д.И. Беркутову, предприятие работало без срывов, ему удалось сохранить коллектив, сократить задолженность, но - констатировал министр С.В. Рубан - ГП АТП не платило налоги.

-Денис Иванович Беркутов сделал многое, чтобы удержать это предприятие, но если бы не реорганизация, мы бы его не удержали, потому что за год до неё мы с налоговой инспекцией смогли подписать документ о реструктуризации задолженности в связи с реорганизацией, - рассказывает министр транспорта Кузбасса С.В. Рубан. - Налоговая уже подала в суд на банкротство предприятия, но мы с ними договорились, понимая, что сможем спасти его, объединив ресурсы всех предприятий.

Итак, реорганизация ГП АТП в составе ГПК «Пассажиравторанс» проведена. По мнению министра, она дала возможность избежать банкротства (а на погашение долгов было потрачено более 60 млн рублей) и — возможность дальше работать в большой областной организации с должным контролем за финансами, материальной базой и т.д.  

- Проблемы начались, когда у вас поменялось руководство, - продолжил С.В. Рубан. - Но начались ли эти проблемы у всего предприятия или только у части его, которую не устраивало, что будут новые порядки? Если какой-то части предприятия не нравится работать честно, эффективно, с высокой производительностью, с полной отдачей, получать за свой труд столько, сколько заработал, — наверное, тогда нам не по пути…

 Переходя к жалобам работников, министр начал с обращения М.Г. Плесенникова: «...Как только наше предприятие объединили с ГПК Кемерова, начались проблемы...» И по просьбе министра Михаил Григорьевич объяснил, какие:

- Нас стали напрягать и гнобить: выйдите из профсоюза! К часовой тарифной ставке применили коэффициент, который в любой момент можно снизить…

На это министр возразил: такого быть не может, нельзя уменьшать ЗП работников без их согласия! А М.Г. Плесенников продолжил:

- У водителя 4 разряда тарифная ставка такая же как по МРОТу (минимальному размеру отплаты труда).

 Из зала прозвучала реплика: «Сторож получает доплату до МРОТ в шесть-семь тысяч, а слесарь, который получает премии, — доплату до МРОТ в две тысячи. Зачем работать?»

 Министр С.В. Рубан:

-Согласен, ситуацию со слесарями мы, придя сюда, увидели и приняли решение доплатить слесарям 20%.

И снова голос из зала: «Я приветствую реорганизацию, но не методы, которыми вы её проводите. Я говорю с точки зрения ИТР — в процессе реорганизации возникает громадная куча работы, мы работаем в старых программах, в новых программах, пробуем так и этак, а вы взяли и провели сокращение. Люди и так с ума сходят, а вы сокращаете. И с этого начались проблемы. Мы вынуждены выполнять даже ту работу, в которой некомпетентны. Надо сначала всё отладить, а потом сокращать.

Министр пояснил: сложности возникают при любой реорганизации - процесс непростой, и нельзя всех оставить и всем поднять зарплату, период адаптации идёт больше года, и оптимизация — процесс бесконечный. И либо мы готовы работать и развиваться, либо нет.

Хорошо было сказано! Только ему возразили, что речь идёт о разных вещах: на людей наваливают слишком много обязанностей. Тему развил уже бывший водитель и заместитель председателя профкома по охране труда М.Г. Зарубин:

- На предприятии осталось меньше ста человек, ушло тридцать водителей. Люди работают по две смены, по 16 и 20 часов... У нас автобус вчера лежал под откосом в Ключах.    

Но по информации министра это не совсем так:

- На предприятии трудоустроено 34 водителя, при этом 12 водителей в отпусках. («С последующим увольнением» - добавили из зала). А если с последующим увольнением, то ваши коллеги просто бросают своё предприятие… Что касается переработки — в июне-июле никто не перерабатывает. Для этого здесь работает вахта из других городов. А вы — работники этого предприятия — пошли в отпуск. По графику? Тот, кто этот график составил, уже больше здесь и не работает…

Отступив от дискуссии, добавлю: нынче бытует мнение, будто нехватка водителей вызвана именно отпусками — целых 12 человек сразу. На днях я беседовал с бывшим директоров ГП АТП Денисом Ивановичем Беркутовым, который рассказал, что при нём летом в отпуска людей ходило и побольше. А если вдруг на линии не хватало водителей, они всегда охотно возвращались из отпуска на неделю-другую, а потом догуливали в любой время. Просто люди в таком количестве не увольнялись. Услышав про неуплату налогов, бывший директор удивился: а как бы они тогда вообще работали?

...А на собрании Михаил Зарубин с графиками на руках доказывал, что на самом деле некоторые водители как раз-то и работают по 16 часов. И министр пообещал с этой проблемой разобраться. Слава богу!

Еще говорили о переполненных небольших автобусах «МАЗ», куда водители на 101-м маршруте не могут посадить пассажиров и вынуждены проезжать мимо остановок — всё равно двери не открыть. На это министр осторожно сказал о возможности замены автобусов. Хорошая новость для пассажиров.

Не менее важно, что министра удалось заинтересовать проблемой графиков движения автобусов без кондукторов. Михаил Зарубин рассказал, что будучи водителем, ему, чтобы обилетить пассажиров на остановке «Ул. Поспелова», требовалось 15 минут. Потом приходилось навёрстывать отставание от графика, разгоняясь до 120 км в час! На это С.В. Рубан твёрдо заявил, что графики должны быть пересмотрены.

Правда, отсюда вопрос, как же это скажется на интервалах между автобусами?

…Собрание шло 2 часа и закончилось, как принято говорить, на позитивной ноте — будем работать и развиваться. С таким настоем дело пойдёт.

У меня, как пассажира, оптимизм сдержанный. Скоро кончится лето, из отпусков вернутся не только водители (если ещё вернутся?), но и пассажиры, число которых пополнят студенты и школьники. Сколько придётся стоять на остановках, если я в июне-июле простаивал по часу-полтора? И как «просторно» станет в автобусах?

Пассажирский автотранспорт — отрасль непростая, и проблем в ней предостаточно. Во-первых, государственные предприятия лишь частично хозрасчётные и получают от государства субсидии на перевозку пассажиров, которая ниже себестоимости, и на перевозку по льготам. Как отметил заместитель главы района по экономике С.Е. Попов, цена проезда ниже экономически обоснованной, и если раньше на каждый заработанный рубль приходилось 1,6 рубля затрат, сейчас уже 1,34 рубля. 

Во-вторых, цену билета устанавливает РЭК — региональная энергетическая комиссия, ведающая тарифами. Об этом я в разное время написал, как минимум три статьи. С тех пор ничего не изменилось: транспортники не могут поднять цену проезда до безубыточной, не потеряв субсидий. Замкнутый круг.

Сейчас из него, похоже, ищут выход в виде оптимизации. Надеюсь, получится.

Кирилл САЗАНОВ


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
сделать сайт в megagroup.ru
-->