
ПРОИЗВОДСТВО
СИБИРЯК РОЖДАЕТСЯ НА СВЕТ
В Таштаголе готовится к запуску в работу ствол «Сибиряк» со 107-метровым башенным копром.
Построенный ещё в 1982 году, сорок лет стоял он безмолвным памятником индустриальной мощи СССР. После надвига на ствол в 2002-м, ещё 18 лет ждал, когда здесь начнут работать проектировщики, приближая день сегодняшний - 3 этап реконструкции Таштагольского рудника. Этот инвестиционный проект «ЕВРАЗа» предусматривает отработку горизонта -350 метра с вводом в строй ствола «Сибиряк» и новой промплощадки, включая башенный копёр со всей инфраструктурой и новый административно-бытовой комбинат.
Гигантское сооружение имеет высоту 107 метров от основания до кровли и разделено внутри на 10 уровней с разными интервалами. По ночам его окна светятся как в небоскрёбе, и таштагольцы, видя этот свет, понимают — уже скоро «Сибиряк» заработает. Снаружи он оброс лестничными маршами и монтажными площадками. Внутри идут пусконаладочные работы на самых различных системах, специалисты открывают шкафы с аппаратурой, выверяют посадку механических узлов, пронзительно свистит сирена — проверяют пожарную сигнализацию. По словам прораба подрядной фирмы УММ-2 Е.Н. Сафроновича, в работах заняты до 130 человек.
Сердце великана
Здесь, на строительстве, и родился этот образ: кости «великана» - это его стальной каркас, обшивка — кожа, а сердце — подъёмная машина. Точнее, сердца у него два — большое и маленькое.
Сейчас внутри копра есть даже лифт, на котором мы легко поднимаемся на отметку 90,6 метра — к «большому сердцу» - скиповой подъёмной машине, задача которой поднимать из шахты (с горизонта минус 350 метра) скипы с рудой до приёмного бункера на отметке копра 44 метра. Её саму подняли сюда мостовым краном грузоподъёмностью 60 тонн, установили на прочном фундаменте. Основные узлы - двигатель и барабан - пока еще не состыкованы, это дело ближайших дней. После запуска подъёмной машине предстоит таскать по 100 тонн, из которых 52 тонны — масса самого скипа и 50 тонн - горная масса. Машина 8-канатная, это не значит, что её барабан наматывает на себя сразу 8 канатов, он работает как вал с 8-ю шкивами, по которым прокатывает канаты в обе стороны, где на них подвешено по скипу, и когда машина поднимает загруженный, то порожний служит противовесом и, опускаясь вниз, тем самым ей помогает. Вроде всё просто, а на самом деле это сложный инженерно-технический комплекс. Взять хотя бы мощность самой машины в 9 МВт. Здесь масса автоматики, отвечающей за плавность и точность вращения, скорость и положение скипов в любой момент времени. Плюс компьютер, отвечающий за согласование всех систем, их безаварийную работу и снабжённый специализированным программным обеспечением. Естественно, в целях безопасности, к интернету он не подключен. Так что машина ещё и умная: в нештатной ситуации остановится сама.
- Конечно, мы этого долго ждали, потому что была проведена большая работа: построен копёр, восстановлен ствол, - говорит менеджер по поверхностному оборудованию Андрей Сергеевич Кустов. В Таштагольской шахте он с 2000 г. работал на участке подъёмов №12 и когда получил предложение поучаствовать в монтаже подъёмной машины на «Сибиряке», согласился сразу же.
На пульте управления справа и слева от кресла машиниста подъёма — два классических рычага: направление движения — вверх или вниз, скорость подъёма. На панелях пульта три сенсорных монитора, отображающих информацию о состоянии машины, включая все узлы и агрегаты. Это новая техника нового века.
Примерно такое же, но вдвое меньше, и второе сердце копра - подъёмная установка - 4-канатная клетьевая, что размещается на отметке 77 метров. Но её предназначение — служить людям непосредственно, перевозя их в пассажирской клети. Здесь тоже идёт наладка систем, готовится стыковка двигателя с барабаном.
Осмотреть ход работ прибывает руководство: вице-президент «ЕВРАЗа» А.И. Солдатенков и директор сегмента «Горнорудные активы» дивизиона «Сибирь» компании В.Ф. Мельниченко. С интересом вникают в каждую деталь...
- Я весь - из Советского Союза, - комментирует Владимир Фёдорович. - Наши ветераны думали далеко наперёд и поэтому возникла жизненная необходимость строительства такого скипового ствола «Сибиряк». Потом, как вся страна мы переживали разные периоды времени, и строительство было временно заморожено, но никто не ожидал, что так надолго. И я в очередной раз благодарен тем людям, что работали на этом руднике, смотрели в будущее и сохранили «Сибиряк». Нам ничего не оставалось, как воспользоваться этой замечательной возможностью: имея ствол, сделать инвестпроект, обосновать и защитить его перед нашими акционерами и убедить их в том, что в новом формате и с новыми объёмами рудник будет работать намного эффективнее и с большей производительностью.
Итак, «сердце» «Сибиряка» вот-вот забьётся, а сам он - ключ к запасам горизонта минус350 метра позволит увеличить годовой объём добычи до 3,25 млн тонн. Планируется, что заработает он уже в марте нового 2023 года.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль