- Первый шаг для каждого, кто задумывается об усыновлении или опеке над ребенком-сиротой, — это Школа приемных родителей, - начинает разговор Елена Борисовна. - Обучение в ней длится около двух месяцев, на выходе кандидаты получают свидетельство, которое по аналогии с аттестатом зрелости и дипломом о высшем образовании действует всю жизнь. Обучение в ШПР бесплатное и устроено таким образом, чтобы людям было удобно: занятия «подгоняются» практически под каждого кандидата. Но все равно многих кандидатов не радует перспектива «терять» два месяца на школьной скамье.
-Отсюда возникает вопрос: Школа приемных родителей — это формальное требование государства или все-таки потребность самих людей, которые планируют принять в семью сироту?
- С осени 2012 года вступил в силу закон, и была утверждена примерная программа, разработанная Министерством образования. До этого ШПР в стране были делом добровольным. Хочешь — учись, не хочешь — не надо. В настоящее время все будущие приёмные родители, усыновители в обязательном порядке проходят Школу приёмных родителей, это закреплено законодательно.
- Зачем нужны Школы приёмных родителей?
- Специалисты заметили, что у тех приёмных семей, которые прошли обучение, гораздо меньше возвратов: они реже отказываются от детей. Люди обдумывают и примеряют на себя жизнь с приёмным ребенком «на берегу», ещё до знакомства с сиротой. Они не витают в облаках, а твердо понимают, что воспитание ребенка-сироты — это особый труд, и он отличается от воспитания кровного ребенка. Обязательными ШПР стали именно с этой целью — служить профилактикой возвратов. Исключения в законе сделали только для кровных родственников ребенка, бабушек, дедушек и т. д. (и совершенно напрасно — большинство возвратов в детские дома происходит как раз из-под кровной опеки) и тех, кто ранее уже принял в свою семью ребенка-сироту, а теперь планирует усыновить или взять под опеку ещё одного. Но если родной внук оказался в детском доме при живых родителях, что можно сказать о воспитании, которое такие родители получили от дедушек и бабушек, значит, они сами совершали ошибки?
- Что дает обучение в Школе приёмных родителей?
- Конечно, Школы приемных родителей, в первую очередь, дают знания. Причём не только о сиротах, но и в принципе о детях, их физическом и психологическом развитии, потребностях и возможностях, а главное — о лучших способах построения детско-родительских отношений. Казалось бы, всё это можно почерпнуть и из книг, онлайн-лекций, учебных фильмов. Но Школа приёмных родителей отличается от других источников информации тем, что в ней идет живая интерактивная работа: выполняются специальные упражнения, есть элементы психотерапии.
Курс шаг за шагом погружает взрослых в чувства ребенка, учит анализировать их. Один раз и на всю жизнь запоминаются ощущения, которые испытываешь, взяв на себя в упражнении роль ребенка, лишённого семьи, оценка собственного ресурса, понимание истинных мотивов, анализ своих отношений с супругом и кровными детьми — все эти вещи помогают сделать выбор, о котором потом не придётся жалеть. Поэтому говорить о том, что Школа приёмных родителей нужна кому-то больше, чем самим кандидатам в усыновители и опекуны, было бы странно.
ШПР совершенно точно — это профилактика возвратов детей в учреждения и мощный инструмент просвещения общества в вопросах сиротства; в сфере детской и семейной психологии. Обучение в Школе приёмных родителей никого и ни к чему не обязывает — человек сам определяет, что ему дальше делать: усыновлять, принимать под опеку или отказаться от этой идеи вообще. Поэтому рисков нет. Зато есть развитие и серьезная работа над собой. Если уж мы задумались однажды о том, чтобы дать ребенку-сироте главное в жизни — семью, важно сделать это осознанно и как минимум не навредить.
- Было время, когда идея семейного устройства была людям в новинку, порой появлялись желающие таким образом заработать. Неужели ради денег можно взять приёмного ребёнка в семью? Но давайте представим, сколько потребуется, чтобы поднять ребёнка? И кроме материальных проблем возникают ещё и психологические?
Есть во многих из нас тёмная сторона, которая в такой момент норовит подсказать: уж, наверное, неспроста, не по любви. Все, кто приходит в Школы приёмных родителей, понимают, что семья вкладывает в ребёнка всё, что у неё есть. И пусть помощь государства не лишняя, она несравнима с физическим и душевным трудом семьи. Так что даже странно, что такой вопрос может у кого-то возникнуть. Скорее всего, он может появиться у тех, кто не выстраивается в очередь за детьми.
Если приёмный ребенок не единственный в вашей семье, то надо быть готовым к тому, что, так или иначе, он начнёт оттеснять ваших кровных детей от вас. Он подсознательно создаст такие ситуации, когда ваше внимание должно будет уделяться только ему и никому другому. Ради этого права на единоличное владение мамой и папой он будет готов безобразничать, не слушаться и ссориться с другими детьми. Например, он возьмет новую игрушку вашего кровного ребенка и сломает ее. Но этого мало. Он свалит свою вину на другого и будет упираться даже тогда, когда доказательства его вины будут неоспоримы. Сможете ли вы найти тот спокойный и правильный тон в отношениях с детьми, который поможет кровным понять, что их по-прежнему любят и ни в коем случае не предпочтут никому другому, а приёмному, что он в семье равен другим.
Расскажите о последних изменениях в этой сфере?
- В этом году в Томске прошла большая межкраевая конференция, на которой основной темой была проблема детских домов и детей-сирот. Участие приняли специалисты из Хакасии, Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской областей — всего Сибирского Федерального округа. И там несколько раз прозвучала мысль, что правительство не планирует закрывать детские дома, как когда-то закрыли детские сады во время демографической ямы, ведь их потом пришлось восстанавливать с неоправданными затратами.
В последние полтора года возрос поток детей-сирот. Много детей из кровных семей и даже из приёмных. Но чем старше ребёнок, тем сложнее найти для него приёмную семью. Ребёнку-подростку намного сложнее приспособиться к новой семье. У таких детей, как правило, негативный социальный опыт, они часто озлоблены на окружающий мир. Видимо, по этой причине темп закрытия детских домов несколько замедлился. Речь идёт о том, что необходимо изменять систему работы в целом. Сейчас у нас в детском доме находятся около сорока детей, и только чуть больше десяти из них, то есть где-то треть, получили статус ребёнка-сироты. Их можно поместить в приёмную семью. Большинство же детей находится для получения социальной помощи. Также говорилось о том, что надо изменять виды социальной помощи. Нельзя ребёнка помещать в интернатное учреждение на целый год. Как показывает опыт, родители за это время забывают о детях, не пытаются оперативно решить свои проблемы, чтобы раньше забрать детей. Поднимался также вопрос о том, чтобы сократить срок пребывания детей на социальной помощи, о том, что необходимо включать родителей в процесс воспитания детей.
P.S. Редакция «Таштагольского КУРЬЕРА» возобновляет публикации под рубрикой «Мама, найди меня!»
Беседовала Людмила Кирсанова
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль