С нами удобно!

ШАГ В НАУКУ, ТВЁРДЫЙ И УВЕРЕННЫЙ

« Назад

ШАГ В НАУКУ, ТВЁРДЫЙ И УВЕРЕННЫЙ 13.03.2019 07:55

Как сообщила на церемонии открытия директор школы №2 Елена Евгеньевна Зайцева, основная задача, которую ставили перед собой организаторы — вовлечь в науку как можно больше школьников, пробудить в них интерес к научным знаниям, выходящим за рамки школьных программы обучения. Ведь именно так открываются истинные таланты.

Участников приветствовали начальник управления образования Елена Николаевна Грешилова, спонсор — директор филиала кредитного кооператива «Оберег» Ирина Петровна  Буйнова, затем выступили ребята из творческой мастерской центра творчества пгт Шерегеш, а завершили вступительную часть победители прошлогодних районной и областной конференций, авторы проекта «Лазерная арфа» Данил Шляхтинцев и Владимир Сергеев. Они не только рассказали о своём техническом чуде, но и исполнили на нём две композиции, в том числе и гимн России.

И лишь после этого заместитель директора школы по научно-методической работе Ирина Валентиновна Шепета произнесла своё заветное: «Мы начинаем!»

Как и на прошлых конференциях охватить весь этот колоссальный объём интереснейших работ журналистам нашей газеты невозможно было даже теоретически. Поэтому Людмила Кирсанова расскажет в своём материале о секции «Биология и экология», где и была в составе жюри. Что до меня, то даже при желании побывать где-то ещё, я просто не смог оторваться от секции «Проектные работы». Судите сами: куда же уйдёшь, если видишь рукотворные чудеса?

Биолаборатория на столе

Проектные работы замечательны тем, что включают в себя и теорию, и исследования, и разработку, и конструирование.

Ученик 9 класса школы №9 Лев Мальцев создал «Цифровую биолабораторию». Растение помещается в небольшой аквариум, где есть источники света красного, зелёного и синего спектра, а к цветочному горшку подведены датчик влажности и патрубок водяного насоса. Всё это помогает создать микроклимат, наилучший для конкретного растения. А работает биолаборатория благодаря электронной схеме на основе запрограммированного микроконтроллера  семейства «Arduino».

-Можно определить оптимальные условия для выращивания растений и осуществлять мониторинг с помощью встроенных датчиков, - поясняет Лев Мальцев. - Информация выводится на ЖК-дисплей: это влажность воздуха, влажность почвы, температура воздуха и освещённость. Также есть система полива, и, если почва сухая, срабатывает помпа и качает воду к растению…

Возможности биолаборатории широчайшие: как для выращивания растений, так и для исследовательской работы. Причём, автор подчёркивает явную дешевизну его разработки: «Если аналогичное оборудование стоит порядка ста тысяч рублей, мы предлагаем комплект, который стоит не более шести тысяч рублей».

О ковке и сварке

Дмитрий Майер из 9 класса школы №11 показал, что можно сделать из металла с помощью ковки и сварки. Его подсвечник «Петух» - результат большого труда, овладения навыками металлообработки и проявления эстетического вкуса.

-Для работы мне понадобилось соблюдение правил безопасности по работе с углошлифовальной машиной, сварочным оборудованием, газовым баллоном для работы с горном, - рассказывает Д. Майер. Оказалось, что кузнечный горн он изготовил вместе с отцом, зато своими руками. Для ковки самого подсвечника был сделан трафарет. Вообще, работа включала массу операций: холодная и горячая ковка, резка стальной трубы, сварка декоративных деталей, шлифовка, покраска. Себестоимость же — всего 220 рублей. Понятно, что в магазине такая вещь будет стоить несколько тысяч.

Телеграф 21 века

Устройство, которое создал ученик 8 класса школы №9 Герхард Монингер — настоящий телеграф, только выполненный из куда более сложных компонентов. В основе его - робототехнический конструктор «Lego Mindstorm», который за счёт программирования двух микропроцессоров способен переводить сигналы азбуки Морзе в печатный текст. В конструкции два кнопочных блока (ключа) — один проводной, а второй — радиоволновый трансмиттер на базе bluetooth—модуля. Оба передают сигнал на процессорный блок, соединённый с принтером. Последний — устройство не печатающее, а пишущее обычной шариковой ручкой, которой водят сервомоторы, соблюдая, между прочим, паузы и пробелы. То есть, автор применил сочетание предельно простого с предельно сложным.

-В истории телеграфа с 1753 г. насчитывается более 47-ми различных схем телеграфа, - Герхард Монингер рассказал о телеграфах семафорных, оптических (гелиографах),  электрических клавишных, об аппарате Самюэла Морзе, телеграфе русского учёного Бориса Якоби, который после многих модернизаций превратился в телетайп и которым люди  пользовались до конца 20 века.

Собственно, аппарат Герхарда Монингера — гибрид телеграфа и телетайпа, передающего уже буквы и слова. Члены жюри смогли опробовать его работу, а потом автор сам сел за телеграфный ключ, и на бумаге появилась фраза «Hello world» (с англ. «Привет, мир»).

Дополняя реальность

Технология дополненной реальности входит в моду. На географических картах в интернете в точках-маркерах всплывают фотографии достопримечательностей. Фотографируя смартфоном этикетку товара, мы получаем на экране информацию о том, что собрались купить. Ученица 6 класса школы №9 Полина Каширина создала свой вариант дополненной реальности. Её выбор пал на достопримечательности и природные памятники Горной Шории.

Известно, что эффект ДР запускается с помощью особых маркеров. В качестве таких Полина Каширина использовала фотоснимки справочника о природных объектах Горной Шории, а как рабочий инструмент - специальное приложение, в котором создала базу данных об этих объектах. Вот как это работает: автор раскрывает альбом, подносит смартфон к изображению, и на экране устройства возникает видеоролик с голосовым комментарием:

«Останец «Солдат» расположен на правом берегу реки Мрас-Су, немного выше по течению от устья ручья...»

«Водопад «Сага» - уникальный гидрологический памятник природы...»

Деньги любят счёт

Об этом хорошо знает автор следующего проекта — электронной копилки со счётчиком монет, ученица 9 класса школы №9 Наталья Адыякова. Она сконструировала копилку для монет, оснащённую счётчиком. Принцип действия в общих чертах прост: сброшенная в копилку монета, проходя через монетоприёмник в крышке, прерывает луч светодиода, освещавшего фотодиод, посылающий электрический сигнал на вход микроконтроллера «Arduino Uno». Он в свою очередь пополняет ячейку памяти на единицу и отображает число на дисплее. Пока изделие считает лишь количество монет одного номинала, но Наталья намерена его модернизировать, чтобы оно распознавало достоинство монет и считало  уже их сумму в рублях.

Шахтный робот-разведчик

В России аналогов не имеется — уверяет создатель уникального «Робота-исследователя шахт» Александр Тузиков из 9 класса школы №9. Задача его робота по-настоящему благородна — оберегать жизни горняков и шахтёров. Для этого самоходный робот оснащён  ультразвуковым дальномером, способным определять расстояния до преград с точностью до сантиметров, а главное, термометром и двумя газоанализаторами, данные с которых анализируются и передаются на приёмный блок. И пока разведчик в горной выработке, люди узнают на расстоянии, есть ли там опасность.

Конечно, пока это лишь небольшая модель, способная передвигаться по гладкому полу. Но, её функционал вполне отвечает задаче. Остаётся поставить аппаратуру на мощную ходовую часть, и горняки получили бы отличного помощника.

Парад идей

Массу интересного показали школьники в секции проектных работ. Дарья Смотрицкая удачно проверила способность компьютерной программы «Paint 3D» создавать трёхмерные объекты. Ефим Егоров своими руками сделал детское деревянное кресло-качалку. Александра Емельянова доказала истинность утверждения: «Всё дело в шляпе», создав серию дамских головных уборов — от русских старинных шапок до стильных современных шляп. Кто знает, может, быть ей модельером? Лев Стрельцов и Олеся Шуленина продемонстрировали принцип работы электромобиля на примере радиоуправляемой машинки.

Все участники секции проектных работ по итогам работы конференции отмечены дипломами, а Герхард Монингер, Лев Мальцев, Александра Емельянова и Александр Тузиков получили дипломы за 1 места. Удачи юным конструкторам! Их шаг в науку — твёрдый и уверенный.

P.S. Как стало известно уже на этой неделе, организаторы выпустили сборник всех работ НПК «Шаг в науку 2019».

Кирилл САЗАНОВ, фото автора    


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий