
ПРОИЗВОДСТВО
РАСТЁТ ПОДЗЕМНЫЙ АВТОПАРК
В Шерегешской шахте ЕВРАЗ ЗСМК заработали первые подземные автосамосвалы: самоходная техника из Китая ни в чём не уступает европейской, а порой даже и превосходит.
Именно Шерегешская шахта в 2014 г. стала пионером внедрения технологии отработки месторождения с помощью самоходных подземных машин. Тогда это была техника шведских фирм, сегодня ушедших с российского рынка. Но кончается её моторесурс, а на смену приходит аналогичная из дружественного Китая.
На горизонте +115 метра участка «Новый Шерегеш», в километре от ствола «Новоклетьевой» - сразу за сбойкой №3, начинается так называемый наклонный съезд. Эта широкая выработка большого сечения пройдена машинами для машин и спускается с подэтажа, куда нам предстоит затяжной 300-метровый подъём.
Миновав один перекрёсток, подходим к следующему и видим нечто грандиозное. Таких машин в Шерегешской шахте ещё не было. Китайский автосамосвал похож на сильно сплюснутый карьерный «БелАЗ»: широкий прямоугольный капот, слева кабина водителя, высокие полутораметровые колёса и составная поворотная рама, на передней части которой находятся двигатель с кабиной, а за задней - кузов, и поворачивает самосвал не передними колёсами, а изгибаясь, как змей. Такой способ руления - общая особенность для большинства подземных машин. Но самосвал здесь новинка.
- Вчера, 10 мая, в самосвал отгрузили первые ковши, и за смену он сделал 12 рейсов, а его грузоподъёмность 30 тонн, - рассказывает заместитель главного инженера шахты Александр Геннадьевич Степанов. - Пока машина используется только на горнопроходческих работах, вывозя горную массу с проходки. Мы переходим на китайскую самоходную технику, пока её 4 единицы: 1 автосамосвал, 1 проходческая буровая установка и 2 ПДМ — погрузочно-доставочные машины. Ещё одна буровая установка и один самосвал ждут на поверхности спуска в шахту, а до конца года поступит ещё 1 самосвал.
Машинист этого автосамосвала, вахтовик из Башкирии Азат Дамирович Тайчинов работает в Шерегешской шахте с 2019 года, а вообще на подземной технике с 2007-го и может сравнивать:
- Работал на «Caterpillar», «Epirock». Эта машина пока новая и, конечно, хорошая, слов нет. Я вчера на ней сделал двенадцать рейсов.
Водитель охотно показывает кабину: на передней панели - компьютер, над ним — сонар, определяющий по ходу машины преграду или человека. Есть камера заднего вида, что удобно при движении задним ходом. А компьютер отображает состояние машины, всех её агрегатов и, что важно - неисправности.
- Если какой-то символ горит красным цветом, значит, машину нужно останавливать и звонить механику. Очень удобно, информативно.
...Самосвал стоит на перекрёстке двух выработок, и сейчас из боковой что-то движется. Водитель заводит мотор, самосвал сдаёт назад, освобождая проезд ПДМ — погрузочно-доставочной машине. Спустя пять минут звук моторов раздаётся сзади, и самосвалу приходится выехать вперёд, чтобы пропустить вправо ещё две машины - буровую и зарядную. А нам пора идти следом, туда, где как раз и работает новая техника.
Здесь, в тупике проходческого орта, работает буровая проходческая машина HT-71. Её задача бурить шпуры — скважины, в которые будет заряжено ВВ, чтобы взорвать породу на 3,8-метровую глубину по ширине забоя и продвинуться на 3,5 метров. Так сейчас и ведётся проходка. У машины две стрелы-манипулятора, по сути два буровых станка, что позволяет ей бурить сразу по две скважины и под любым углом. Она почти не отличается от шведских аналогов, управляется джойстиками. Её машинист Павел Сергеевич Шматов - бурильщик шпуров 6 разряда, трудится в шахте уже 20 лет. Начинал и потом работал на проходке, а когда в шахту пришли самоходные машины, освоил новую специальность.
- На машине работать намного удобнее, это же не ручной труд, она всё делает сама, надо только настраивать и управлять, - поясняет Павел Шматов.
- Как вы её оцените в сравнении со шведской техникой?
- Что-то среднее между машиной «Sandvik» и «AtlasCopco». Работать стало удобнее, а бурит она достаточно быстро.
Породу, что будет отбита взрывом, тоже уберёт самоходная погрузочно-доставочная машина. И как нам рассказал заместитель главного инженера, кроме шведских, уже есть две таких же китайских модели WJ-6.
С виду она мало отличается от предшественниц: та же конструкция с составной рамой, ковшом впереди, а мотором сзади. Весит 39 тонн, имеет объём ковша 6 куб. метров, а грузоподъёмность 14 тонн.
- Я на ней работаю с января этого года — с тех пор, как её спустили в шахту, - рассказывает машинист ПДМ 6 разряда Георгий Крайнов, - Машина мне очень нравится: по сравнению с предыдущими, шведскими и финскими, на которых я работал до неё, машина более комфортная, с более просторной кабиной. Более мощная, ход у неё плавнее, легче доступ к различным агрегатам, их легче осмотреть, починить. Мне очень нравится, что в ней есть камера заднего вида. Ведь не секрет, что из кабин всех ПДМ узкий обзор, а такая опция очень помогает в работе...
Шахту не зря сравнивают с подземным городом: здесь уже есть настоящие автодороги, гаражи и перекрёстки, а подземные машины служат росту производительности труда и его безопасности. Только для одной ПДМ планируется вывоз от 80 до 120 ковшей за смену. В прошлом году Шерегешская шахта добыла 5 млн тонн сырой руды, побив собственный рекорд. Новая техника позволит держать такой же темп.
Кирилл САЗАНОВ, фото автора
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль