Защита шла в пяти кабинетах согласно номинациям. Расскажу лишь о том, что удалось увидеть и услышать.
Воспитатель детского сада №25 «Ромашка» Надежда Андреевна Кузнецова придумала, как привить знание законов… с помощью сказок. Её работа так и называется «Сказка как средство формирования правовых знаний детей дошкольного возраста». Логика здесь совершенно чёткая, ведь в сказке всегда побеждает добро и справедливость. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - сказал по этому поводу ещё А.С. Пушкин.
«Читай-город». Так назвала свой проект воспитатель детского сада №11 «Золотая рыбка» Анна Ивановна Еловикова. Много ли читают современные дети, и как привить им эту потребность — на эти вопросы она и стремилась ответить в ходе проекта.
На самом деле, проблема отказа от чтения книг — уже не только российская, а общечеловеческая. Люди стремительно деградируют, становясь лишь придатками к интернету, послушными потребителями товаров и услуг. А главное — отвыкают думать. Так что попытка Анны Еловиковой исправить ситуацию достойна восхищения.
-Надо помнить, что мир малыша начинается с семьи, и любовь или безразличие к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Поэтому большое значение имеет семейное чтение, - рассказывает А.И. Еловикова. - Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, а процесс этот стать незабываемым и ярким.
На занятиях в группе детского сада она знакомит детей с творчеством детских писателей, включает аудиозаписи книг, в группе оформлен интересный книжный уголок. Консультирует родителей, как создать домашнюю библиотеку. Всей группой дети ходят в детскую библиотеку, где её работники готовят для ребятишек интересные программы. И многие становятся читателями, берут на дом книги, которые охотно читают родителям. И вот уже среди родителей появляются такие, кто готов поделиться своим опытом на собраниях.
Таким образом, в проекте Анны Еловиковой участвуют дети, родители, педагоги и библиотекари. Сейчас, по её словам, поход в библиотеку стал для ребятишек радостным событием. Значит, проект работает.
Что такое умные движения! Учитель физической культуры школы №1 Ольга Михайловна Насонова уверена, что от здоровья у человека зависит многое: его успехи, реализация любых способностей.
- В России растёт количество детей, испытывающих трудности в обучении, - констатирует О.М. Насонова. - Цель проекта «Умные движения» - это коррекция и профилактика неуспеваемости у младших школьников…
Как же это работает? Вначале автор предлагает проводить предварительную нейропсихологическую диагностику, затем, на основном этапе, для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа упражнений по ритмопластике и нейродинамической ритмопластике.
-Ритмопластика - это оздоровительная гимнастика, основанная на разнообразных упражнениях, выполняемых под определённую ритмическую музыку. Нейродинамическая ритмопластика даёт возможность решить массу задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие мозга и когнитивные способности, - утверждает автор проекта. - Она стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности, помогает получить энергию, необходимую для обучения, снижает утомляемость, повышает моторику — как мелкую, так и крупную, благоприятно сказывается на процессе письма и чтения…
В руках у Ольги Насоновой так называемая нейроскакалка — перекладина с колесом на одном конце и с кольцом на другом. Ассистент надевает кольцо на лодыжку левой ноги, и раскручивает ею скакалку, перепрыгивая правой. Одновременно ловит и подаёт мяч. Каждая нога здесь делает разную работу, руки заняты игрой в мяч, при этом ассистент считает вслух — задача для мозга, которую можно усложнять, читая стихи, например. Так в работу включаются оба мозговых полушария, и мобилизуется весь организм.
Свой проект Ольга Насонова завершит подробными пособиями для родителей для занятий на дому.
Построить символ Победы. Этому навыку решили научить школьников преподаватели из школы №11 Марина Анатольевна Белоусова и Нина Викторовна Марина, создавая проект «Формирование технических компетенций обучающихся при знакомстве с символикой Великой Отечественной войны». Главным символом войны, по их мнению, была красная пятиконечная звезда. Учителя разработали методику её правильного построения. А поскольку для этого нужно знание геометрии, то мотивация налицо.
Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности школы №1 Алексей Александрович Пауль задался целью научить школьников самостоятельно оказывать первую помощь пострадавшим. Это и практические занятия, и специальные рабочие тетради, и методические пособия, и даже тематические настольные игры. В итоге дети учатся безопасному поведению и смогут помочь друг другу, если рядом нет взрослых.
Проект «Школьный технопарк» представила преподаватель физики школы №9 Наталья Тимофеевна Лысенко. Сам проект в школе №9 существует с 2009 г. под эгидой некоммерческого фонда «Шанс». Главным здесь было и остаётся техническое творчество, применение на практике знаний точных наук, недаром сообщество учеников и их руководителя Н.Т. Лысенко негласно именовалось «физтехом». Это у них были первые в районе научно-практические конференции, встречи с учёными, знакомство с техническими вузами, причём даже с поездками в столицу. Сейчас это уже проект «Школьный технопарк» - три специализированных лаборатории, где ребята занимаются электроникой и робототехникой, программированием и конструированием. Во время каникул всё то же самое они могут делать в летней «Инженерной школе». Участники технопарка — будущие инженеры и учёные. И его выпускники, многие из которых закончили технические вузы и получили интереснейшие профессии, — лучшее тому подтверждение.
Итак, это было знакомство с уже реализованными проектами или в стадии их выполнения. Среди авторов жюри выбрало призёров и победителей. На мой же взгляд, важнее были не победы и дипломы, а реальная польза ценных идей и методов. Само название «Проекты для будущего» обязывает применить их на деле.
Кирилл САЗАНОВ, фото автора
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль