ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
КАК В НАСТОЯЩЕЙ ШАХТЕ
Ребята из лаборатории интерактивного моделирования ДЮЦ «Созвездие» побывали на экскурсии в учебном центре Шерегешской шахты и «побывали» в самой шахте благодаря тренажёрам и системе виртуальной реальности.
Автобус привёз группу детей к управлению Шерегешской шахты, они поднялись на седьмой этаж здания, откуда через полчаса смогли заглянуть на сотни метров под землю — в сеть горных выработок, точнее, их цифровую копию, специально созданную для обучения и подготовки будущих горняков. Сегодня эту роль примерили на себя 13 таштагольских школьников 4-8 классов из первой и десятой школ, которых объединило участие в лаборатории интерактивного моделирования центра творчества «Созвездие». Одна из задач лаборатории — профессиональная ориентация с горняцким уклоном, и потому нынешняя экскурсия как нельзя кстати.
Сначала ребят ждал интересный познавательный фильм об истории Шерегешского железорудного месторождения с момента его открытия братьями Шерегешевыми и до сегодняшнего дня, когда шахта внедряет самые передовые технологии, добывая за год 4,8 млн тонн руды. Затем наступает долгожданный момент, когда все они вместе со своим руководителем - педагогом дополнительного образования Ниной Александровной Денисевич - идут в зал учебных тренажёров.
Три больших куба с открытыми дверями, это и есть тренажёры для обучения водителей самоходной подземной техники. Внутри каждого — точная копия кабины «самоходки», вот машина очистного бурения, рядом — погрузочно-доставочная машина. Вместо окон здесь большие экраны, точно дополняющие друг друга и полностью имитирующие вид из настоящей кабины.
- Кто первый? - спрашивает главный специалист учебного центра по информационно-аналитическим технологиям учебного центра Павел Владимирович Бакалов. Первым в кабину тренажёра буровой машины решается сесть Евгений Сазыкин из 5 класса школы №10.
- Сначала ремень безопасности, потом ставите ключ зажигания в положение «0», затем в положение «1», из него — в положение «2», - инструктирует Павел Бакалов. Из динамиков слышен рёв заведённого дизеля, юный водитель осваивается с управлением и с удовольствием ведёт машину вдоль каменных стен выработки.
А четверо добровольцев примеряют шлемы виртуальной реальности, так они окажутся в шахте, пройдут по ортам и штрекам и даже… встретят друг друга. Точнее, персонажей, которые им достанутся. Некоторые там и подраться успеют.
- Ой, я куда-то вниз падаю!..
- Я тоже провалился! - эти возгласы означают, что ребята навели управляющие лучи манипуляторов вниз, нажали кнопки, и система решила, что они туда и хотят — на дно рудоспуска или шахтного ствола. Да, такого аттракциона они ещё не видели.
Как рассказывает П.В. Бакалов, для учебного центра эта детская экскурсия уже не первая, здесь побывали 9-11-классники из Шерегеша и Таштагола.
В это время за рычаги ПДМ — погрузочно-доставочной машины - садится Светлана Доменецкая из школы №10. Под руководством Павла Бакалова она заводит двигатель, снимает машину с тормоза и движется по шахте. А это не так-то просто, хотя бы потому, что выработка узкая, а машина — достаточна широкая и длинная, причём с поворотной рамой, а не рулевыми колёсами, как простые автомобили.
...Сменяя друг друга, школьники побывали в виртуальной шахте, управляли подземными машинами, на всё это удовольствие им было отведено целых полтора часа. И не каждому взрослому так повезло, между прочим.
Кирилл САЗАНОВ, фото автора
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль