С нами удобно!
109

 VK–square Instagram–square  OK–square   

ГОТОВИТЬ МАШИНИСТОВ, КАК ПИЛОТОВ,

« Назад

ГОТОВИТЬ МАШИНИСТОВ, КАК ПИЛОТОВ, 19.03.2020 12:36

Новый учебный центр «Евраза» по подготовке персонала открылся 13 марта на базе Шерегешской шахты. На его создание компания затратила 23 млн рублей. Уникальное оборудование, классы общей вместимостью 50 человек и возможность почувствовать себя в кабинах подземных машин — всё это делает новый центр не имеющим аналогов за Уралом.

5 стр учебный центр

Центр площадью 400 м2  занимает весь седьмой этаж здания АБК (в прошлом — рудоуправления). Здесь проведён капитальный ремонт с заменой дверей и окон на пластиковые, оборудовано 4 основных учебных помещения: лаборатория гидравлики, лаборатория обучения электротехнического персонала, класс по охране труда и технике безопасности и, наконец, самое интересное — кабинет тренажёрной подготовки. Это здесь будущие машинисты подземной техники осваивают навыки управления.

-Идея создания учебного центра у нас созрела достаточно давно, - комментирует директор  по персоналу и социальным вопросам  «Дивизиона «Сибирь» «Евраза» Алексей Анатольевич Пырин. - Мы возили специалистов — работников шахт - в Новокузнецк, в центральный учебный центр «Евраза». Что, конечно, было неудобно: отрыв от работы, большое расстояние и затраты. В прошлом году было закуплено оборудование, отремонтировано помещение, и в течение прошлого года мы создали центр непосредственно здесь, в Шерегеше. Мы готовим машинистов самоходной техники, для этого есть специальные стенды и тренажёры, где можно отрабатывать все необходимые навыки. Есть класс электротехники для подготовки электромонтёров и электрослесарей и класс гидравлики, где непосредственно будут обучаться слесари-ремонтники и машинисты самоходной техники. У нас на трёх шахтах только электромонтёров работает порядка 300-400 человек, и мы можем всех пропускать через учебный центр. Востребованность будет очень большая со стопроцентной загрузкой. Безусловно, на этом мы не будем останавливаться, сейчас ожидаем второй стенд по гидравлике, дополнительно закупим электротехнику. Одна из наших идей: обучать не только собственный персонал, но и готовить учащихся базовых учебных заведений Таштагольского района.

Смоделировать и устранить

Лаборатория гидравлики — это современный учебный класс с медиапроектором, а главное — уникальным гидравлическим стендом с рабочим давление в 60 атмосфер. Он вмещает в себя те же узлы, что и настоящая подземная машина.

5 стр учебный центр 1

-Данный стенд позволяет не только обучать людей принципам действия оборудования, но фактически ремонтировать его, вести диагностику, - поясняет преподаватель гидравлики самоходных горных машин и мобильной техники Виктор Новосёлов. - Главное, можно производить тренировки безболезненно для дорогостоящей техники, которая должна быть всегда исправна и работать в забоях. А здесь можно вводить ошибки, ставить эксперименты и по внешнему проявлению работы схемы находить те или иные неисправные элементы. Это позволит резко сократить простои действующей техники.

 Порывы, заклинивания, незаметные утечки внутри оборудования — наяву всё это может означать аварию и остановку, скажем, буровой машины, а из них каждая на счету. Так что, моделирование аварийных ситуаций на стенде и умение распознать их причины просто жизненно важно.

5 стр учебный центр (5)

Сегодня на занятиях у Виктора Павловича двое таштагольцев — главный механик шахты «Таштагольская» Денис Кулиев и начальник подземного участка комплекса подземного дробления Александр Шулбаев. Преподаватель рассказывает им о свойствах распределителей — управляемых устройств, сочетающих массу клапанов в различных состояниях.

-Здесь, на тренировочном стенде, ошибка не стоит ничего в отличие от подземных условий, - говорит Д.В. Кулиев. - И это нам позволит минимизировать ошибки на производстве.

Схема работает

Центр только что открылся, а в лаборатории по обучению электротехнического персонала уже идёт конкурс профессионального мастерства среди электрослесарей. Участвуют команды Каза, Шерегеша и Таштагола. По итогам этого отборочного тура победители войдут в команду горнорудных активов для участия в корпоративном конкурсе. А уж его победители станут участниками российского этапа международного профессионального конкурса WorldSkills (мировые умения, англ.). И кто знает, может быть, среди них будет кто-нибудь из этого класса? 

5 стр учебный центр (4)

На столах участников разложены провода и пусковые реле, лампы и электродвигатели, измерительные приборы и инструменты. Это уже второй поток из 21 человека, и сейчас в классе 7 человек его второй подгруппы.

-Задание заключается в том, чтобы собрать электрическую цепь по представленной схеме. По итогам оценивается процесс выполнения работы, её качество и работоспособность, - рассказывает член конкурсной комиссии А.Г. Горбунов.

Управляющий директор сегмента «Горнорудные активы» Владимир Мельниченко поинтересовался, как такие конкурсы скажутся на реальном производстве? «Только положительно, - ответили организаторы. - Учитывается умение пользоваться защитными средствами, при первоначальной приёмке работы даётся время на отыскание неисправностей. А это уже практические навыки...»

5 стр учебный центр (3)

Вообще, класс рассчитан на обучение электроремонтного персонала, комплектация позволяет моделировать основные электрические цепи, аналогичные применяемым на производстве. Приборное оснащение поможет учащимся измерять параметры цепей, изучать проходящие в них процессы.

Подобно пилотам

Три чёрных куба в зале тренажёрной подготовки, это и есть его основа — симуляторы управления подземными машинами. Если подойти и открыть двери, то внутри видим обстановку кабины: кресло, пульты управления, рычаги и джойстики, а прямо перед нами — три окна, в которые видно, что сейчас мы не в классе, а глубоко под землёй.

5 стр учебный центр (2)

В кабине тренажёра-симулятора погрузочно-доставочной машины LH-410 за пультом таштаголец Илья Черников. За «окнами» мелькают каменные стены, причём, на переднем экране лобового стекла - наплывающий тоннель выработки, на боковом — её стена, а на заднем — удаляющийся задний план. Всё это пропорционально и предельно реалистично, как на видео типа VR 360(виртуальной реальности). Слышен и характерный рёв двигателя — полная иллюзия, что ты в настоящей ПДМ. «Это он сейчас едет к рудоспуску», - поясняют   хорошо знающие Шерегешскую шахту. «Смотрите, в воду заехал и даже окна забрызганы!» - неудивительно, что «зрителям», среди которых сегодня высокое начальство, самим не терпится сесть за руль.

Что с удовольствием сделал вице-президент «Евраза» и руководитель «Дивизиона «Сибирь» Алексей Солдатенков, испытав тренажёр-симулятор проходческой буровой машины DD 321-40. А помогал ему электромеханик участка самоходной техники №24 шахты «Таштагольская» Егор  Обухов.

Естественно, руководство было под впечатлением. Но возник и резонный вопрос эффективности и скорости обучения на таких тренажёрах.

-Не то чтобы здесь можно полностью обучить машиниста, но на реальной технике он уже не будет искать рычаги, а сядет и поедет. Это огромный шаг! Вообще круто! Как на «Боинге», -  начальник участка, обслуживающего подземную технику в Таштаголе, Егор  Обухов своих эмоций даже не скрывал. Ещё бы: такие установки нигде больше и не встретишь. Ну, кроме «Аэрофлота»… 

-А насколько сократится цикл обучения? - спросил В.Ф. Мельниченко.

-Месяц практики можно будет исключить сразу.

-Так учат пилотов, а мы будем учить наших людей, - подытожил Алексей Солдатенков. - Безусловно, это важная вещь, потому что «самоходки» для нас, наверное, самая затратная статья и самая важная. Это новая технология, и от того, насколько быстро люди обучаются, а затем быстро и эффективно выполняют все операции, напрямую зависят и объёмы производства, и себестоимость продукции.  

По достоинству оценил новый класс и управляющий директор сегмента «Горнорудные активы» В.Ф. Мельниченко: «В 2014 г. мы ездили учиться работе на подземной технике на базу «Норильского никеля» и поняли, что если у нас эта технология надолго, а это именно так, то надо иметь собственную учебную базу...»

 P.S. Напоследок В.Ф. Мельниченко приоткрыл тайну: здесь, на Шерегешской шахте, собираются запустить подземную машину с дистанционным управлением с поверхности. То есть, сидя в такой же кабине тренажёра, человек будет управлять реальной машиной, работающей в забое. Звучит как фантастика. Но и то, что мы здесь видим, когда-то тоже было мечтой.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора   


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий