
ТРАНСПОРТ
ГОСТЕЙ НИКАК НЕ РАЗВЕЗТИ
С праздничным наплывом туристов транспортная система попросту не справляется. Движение одностороннее: в Горную Шорию приехать нелегко, обратно — невозможно. Очевидно, что отрасли нужно ускоренное развитие.
В новогодние каникулы у нас туристов и раньше бывало много, а сейчас и подавно. Ещё с ковидных ограничений в стране развивается внутренний туризм, сегодня он по понятным причинам ещё более востребован, и Шерегеш, а вместе с ним и весь Таштагольский район испытывают небывалую нагрузку. Цифра 628 тысяч гостей с начала сезона — довольно внушительная. За каникулы туристов было 173 тысячи - больше трёх Таштагольских районов. Готовы ли мы к такому «наезду»?
Мало того, что трудно было к нам приехать, куда сложнее - выехать. 2 января на автобусном маршруте из Новосибирска «Аэропорт Толмачёво — Таштагол» вместо одного автобуса шли сразу четыре! Интересно, понимали перевозчики, что на обратный путь понадобится столько же? Видимо, нет. Начиная с 6 января, купить билет из Таштагола в Новосибирск было невозможно. Потому что условные четыре автобуса вывозились всего одним…
Кроме междугородних автобусных маршрутов гости приезжают и по железной дороге — электричкой до станции Чугунаш, откуда уже так называемыми «шаттлами» - курортными автобусами — едут в СТК «Шерегеш». Их тоже не хватало, поэтому Таштагольское ГП АТП предоставляло свои автобусы — по 2 в день. Хорошо, что это не сказывалось на собственных перевозках, которые выполнялись по графику выходного дня.
Зато из Таштагола сбежали такси. И куда? Правильно — в Шерегеш, где были нарасхват. При этом туристы просто игнорировали автобус, который ГП АТП специально пустило по маршруту от Шерегеша до курорта. Как рассказал директор предприятия Д.И. Беркутов, за каникулы автобус перевёз всего 20 пассажиров. И глава района такой нерентабельный маршрут рекомендовал отменить.
Конечно, одно дело для туриста - автобус на остановке, и другое — такси у подъезда. А что делать в Таштаголе?
И вот ситуация. Человек сумел-таки приобрести билет на междугородний автобус. Но до автовокзала ещё надо добраться. И знать бы, что такси нет совсем — сел бы на автобус и приехал на автовокзал, пускай даже рано, зато не опоздал. А тут — неизвестность: в диспетчерской «Гранта» вам сообщают, что свободных машин в Таштаголе нет, в «Экспрессе» предварительный заказ не берут, советуют позвонить за 15 минут до нужного времени. Сказано — сделано: за 15 минут до времени сбора пассажир набирает номер такси, а там… тишина, не доступен абонент. На «сто первый» автобус человек уже опоздал, а значит, и на свой междугородний.
Вот знать бы, многоуважаемые таксисты, что вас нет совсем — так и не стоило бы на вас рассчитывать!
Вообще, я вас понимаю: в Шерегеше заработать можно побольше. Намного. Но в Таштаголе тоже люди, им тоже надо ехать. Понимаю: деньги для вас важнее, а где и когда работать — здесь никто вам не указ. Но это пока.
Если здраво рассудить, то лицензия на транспортные перевозки должна накладывать на перевозчика чёткие обязательства. Как в любом бизнесе. Это значит, предприниматель должен работать в определённом месте и желательно - по графику. Как торговля, например. Никто же не прикрывает на каникулы магазин и не едет с товаром на гору, где больше покупателей. Логично, если так будет и с такси. Иначе как на него рассчитывать? Ведь это же транспорт, а транспорт должен быть надёжным.
...И ведь это только начало. Если курорт Шерегеша будет развиваться дальше (а к тому идёт), число гостей начнёт расти в некой прогрессии, и на них не хватит никакого транспорта. Ни местного, ни междугороднего. Задуманный в Шерегеше аэропорт вряд ли поможет, ведь авиабилеты были и останутся дорогим удовольствием, и сотни тысяч человек ни сюда, ни обратно не полетят. Другое дело — поезд.
В генплане застройки нового микрорайона в Шерегеше на 54-60 тысяч человек спроектированы сразу два вокзала - автовокзал и железнодорожный. Но когда это будет, если в текущем году застройщик возведёт лишь пару-тройку жилых домов? И пока это в проекте, почему бы не запустить в Таштагол поезда из Новосибирска, Томска, Кемерово уже сейчас, если к нам едут тысячи людей? Поезда могут быть и непостоянными, а по примеру авиации — так называемые чартеры. Ходили же из Новосибирска поезда выходного дня «Зимняя сказка». Так же называлась их конечная станция у турбазы «Медвежонок». Почему бы этот опыт не возродить и не расширить, если даже от «Медвежонка» люди смогут выехать теми же курортными автобусами на г. Зелёную и обратно, к поезду?
Могу ошибаться, но если ничего этого не делать, весь наш район окажется в транспортном параличе, и туризм, который должен быть подмогой, станет нашей проблемой. И мне кажется, думать об этом надо уже сейчас.
Кирилл САЗАНОВ
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль