
ТРАНСПОРТ
ЭТО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕЗД?
- спросите вы, зайдя в автобус без кондуктора, каковые у нас в Таштаголе ходят уже второй месяц по 106-му и 2-му маршрутам. Совестливый пассажир, конечно, дойдёт до кабины и отдаст деньги водителю. Другие, не совсем честные или по-своему принципиальные, сошлются на то, что хотели бы заплатить банковской картой, да вот незадача - в салоне нет кондуктора с терминалом… В итоге автобус привозит из рейса лишь половину обычной выручки, а предприятие несёт убытки. Почему это происходит, и как вообще живёт наше автотранспортное предприятие, нам расскажет директор Таштагольского ГП АТП Денис Иванович Беркутов:
- Да, подобная практика у нас появилась в июне, когда кондукторов стало не хватать, вот и сейчас на предприятии не хватает 18 кондукторов. Спасибо тем, кто работает в две смены, кто ещё «вывозит», но это ведь тоже ненадолго, ведь у них должны быть выходные. В июне мы выбрали маршруты и рейсы с самым низким пассажиропотоком и минимальной выручкой. А это вторая смена в выходные дни на маршрутах №№ 102, 106 и 2. В июле ситуация немного улучшилась благодаря студентам, желающим подработать. Ими мы «закрывали» все рейсы, но скоро начнётся учёба - студенты уезжают, и маршрутная сеть снова оголится. Мы пытаемся это исправить: ещё в июне сделали кондукторам доплаты за стаж — до 20%. Сделали материальную помощь к отпуску. Повысили процентное соотношение премии за выполнение плана.
- То есть не сделав план, человек лишится куда большей суммы, которую привыкнет получать?
- Скажу из практики: есть кондукторы, которые стабильно и всегда выполняют план по выручке, и стабильно получают премию. А кто-то стабильно план не выполняет, по какому бы графику он не работал. Это зависит от профессионализма кондуктора.
- В чём же причина нехватки кондукторов?
- Кто бы знал? Работа неблагодарная. Всё время на ногах. Работа с деньгами и часто на нервах. Частые конфликты и жалобы. Приходили и такие, кто не справлялся: честно всех обилетили, приходят в кассу, сдают выручку — недостача. Человек не понимает, как это произошло. И научиться не может, просто не дано. Но таких единицы.
- А может, за такую вредную работу и платить надо побольше?
- За вредные условия трудовым законодательством установлена доплата 8%. А сильно прибавить пока не получается: во-первых, экономика есть экономика, а во-вторых, зарплата кондуктора не должна приближаться к водительской, потому что у них разная квалификация. И чтобы водителю не захотелось выйти из кабины и пойти в салон кондуктором.
- Если не путаю, прошло полгода с тех пор, как на предприятии прошли реформы с целью экономии средств и доплаты водителям. Потому что тогда не хватало именно водителей. Всё получилось?
- Да, мы стремились поднять престиж профессии. Были введены: доплата за стаж работы — до 20%, материальная помощь к отпуску в размере среднемесячного заработка, а он, если с переработкой, неплохой — под 50-60 тысяч. Сделали бесплатный проезд детям всех работников ГП АТП. Действуют акции «Приведи друга» и «Подъемное пособие». Первые выплаты по 50 тысяч рублей уже получили трое новых водителей, а их друзья — по 10 тысяч за вновь привлечённого водителя. Сейчас на очереди ещё один водитель, у него первая выплата будет через 2 месяца. В итоге средняя зарплата водителей у нас около 47 тыс. рублей. Повысили зарплату слесарям-ремонтникам. Мы реорганизовались. Экономика у нас одна на весь Кузбасс, каждое предприятие ГПК «Пассажиравтотранс» делает шаги по оптимизации затрат. 20 сентября у нас на предприятии будет сокращено 12 ИТР: кто-то совсем уйдёт, кто-то перейдёт работать по другой профессии. Например, диспетчеры объединятся с кассирами, если сейчас три кассира и три диспетчера, то будут 4 человека работать посменно с повышенной зарплатой. Ликвидируется отдел эксплуатации, создаётся отдел управления производством. Вместо начальника отдела эксплуатации, начальника автоколонны и начальника ремонтно-механических мастерских будет один начальник отдела производства, который сам и будет всем этим заниматься без противоречий и конфликтов. Мы развиваемся. Если сравнивать конец прошлого года и сегодняшний день, то финансовое положение сотрудников, я считаю, улучшилось.
- А конкретно кондукторов?
- Как я говорил, в июне мы ввели кондукторам доплату за стаж, премию за выполнение плана и материальную помощь к отпуску. А если серьёзно повышать зарплату, то всем и сразу, но этого мы сделать пока не можем. Много средств было потрачено на объединение всех предприятий в ГПК «Пассажиравтотранс», были погашены большие долги ГП АТП по налогам — порядка 30 млн рублей.
- Но люди всё равно уходят. Как же работать будете — продолжите бесплатно возить?
- Скоро люди начнут выходить из отпусков и станет полегче. Мы разместили объявления и ждём на работу кондукторов. Уже осенью положение должно исправиться.
Беседовал Кирилл САЗАНОВ, фото автора
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль