С нами удобно!
109

 VK–square Instagram–square  OK–square   

ЭТНОТУРИЗМ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

« Назад

ЭТНОТУРИЗМ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 02.09.2020 15:36

Перспективы развития этнического туризма (этнотуризма)
на территории Усть-Анзасского лесничества Шорского национального парка Таштагольского муниципального района.

4стр.этнотуризм 1

Этот несколько экстравагантный термин «этнотуризм» появился и стал активно пропагандироваться в умах сотрудников Агентства по туризму Кузбасса только в 2020 году по причине резкого ограничения зарубежных туров. Что это за новый такой потребительский продукт, пытались прояснить на круглом столе «Методика создания и разработка экскурсий и туров этно - и экотематики на основе традиционного образа жизни и культуры коренного образа жизни и культуры коренного народа Горной Шории – шорцев», что прошёл 6 августа в гостинице «Ольга» в Шерегеше. Поговорив довольно оживлённо более трех часов, к общему пониманию так и не пришли и никаких конкретных предложений не выработали. Полагаю, что к этому ещё организаторы вернутся, почитав последние две солидные книги «Горная Шория» (авторы  - кузбасские профессора А.И. Копытов и В.М. Кимеев) и пообщаясь с носителями этой традиционной культуры как в Таштаголе, так непосредственно в древних таёжных посёлках района.

4 стр. Миссионерский стан в улусе Усть-Анзас. Стан открыт в 1878 г. Фото Г.И. Иванова.1913 г. АГКМ. Инв. №15866-38

Сама идея сохранения историко-культурного и природного наследия Горной Шории возникла еще в 1990 г. и исходила она от тогдашнего руководства района и сельсоветов (Н.И. Шатилов, А.И. Копытов, Д.Н. Торчаков и др.), этнографов КемГУ (В.М. Кимеев) и архитекторов-проектировщиков: новокузнецкого В.Н. Усольцева и московского А. Г. Афанасьева, поддержанных начальником областного управления культуры В.И. Бединым и руководством Кемеровской области. Результатом стали разработка и частичная реализация «Проекта зон охраны и генерального плана этноэкологического музея «Тазгол» в п. Усть-Анзасе Таштагольского района. Не лишне отметить, что он был и остаётся первым реализуемым экомузеем под открытым небом в России.

Всевозможные трудности не позволили за 30 лет до конца реализовать проект и организовать достойную работу сотрудников экомузея, хотя перспективы его безграничны и более чем сейчас востребованы.

4 стр. Амбар. конец XIX в. п. Д-Кезек. Фото В.М. Кимеева. 2007 г

Согласно Сибирскому соглашению разработан и ждёт своей реализации проект автомобильной трассы из верховьев р. Балыксы Хакасии через посёлки Ортон и Учас Междуреченского округа до пгт. Шерегеш. Участок рельефно сложный, но, по крайней мере, ещё со средневековья здесь проходил караванный путь с Алтая в долину Абакана и обратно. Необходимо кроме гравийного дорожного полотна, построить два моста: один через реку Ортон у п. Учас, а второй через Мрассу в районе устья р. Малая Суета, где в 2 км уже с 1993 г. проложена гравийная дорога Шерегеш-Усть-Анзас. На противоположном правом берегу Мрассу, на просторной площадке бывшего древнего шорского улуса Печергол, в 1993‑1994 гг. производились археологические раскопки под руководством зав. кафедрой археологии КемГУ, профессора В. В. Боброва. Этот памятник археологии, включенный в перечень памятников этнокультурного наследия Кузбасса, требует дальнейших исследований и музеефикации для туристов.

Здесь в возрождённом пос. Печергол необходима автомобильная стоянка с лодочной пристанью для путешествий туристов на моторных лодках до Царских ворот и Хомутовских порогов вниз по Мрассу и до пос. Усть-Анзас вверх по Мрассу. Ближайший памятник природы Царские ворота (Утунг-кая по-шорски, т.е. простреленная скала) всегда привлекал местных жителей – шорцев-челейцев, которые, проплывая по Мрассу, обязательно причаливали и кропили (брызгали) абырткой в сторону священной скалы, а молодежь поднималась на её  вершину и там вновь кропили, но разноцветные ленточки на ветви берёз не подвязывали. Тоже сейчас организуют для туристов егеря Шорского национального парка, которые оборудовали внизу скалы стол и лавки под навесом от дождя, рядом берёзы с ленточками, также лестничную тропинку к вершине.

В трёх км вверх по Мрассу, от Печергола по оборудованной мостками  прибрежной тропинке вдоль ручья Кезек менее чем через 1 км можно попасть в древний пос. Дальний Кезек, где сохранился в усадьбе Отургашевых амбар конца XIX в. и летняя юрта «сенек» 1927 г. постройки с открытым очагом, каменной мельницей, мебелью и старинной утварью. Сохранились старинные постройки и в двух других усадьбах, расположенных на косогоре через ручей. Вот вам и живой этнотуризм, осталось только поработать на местном покосе и отведать национальные блюда за это. Недалеко от посёлка, у тропы в сторону пос. Ближний Кезек, студентам КемГУ ещё в 1980-х годах местные жители показали небольшую священную пещеру, которая требует тщательного обследования специалистами-спелеологами.

В поселке Усть-Анзас – центре сельского поселения ‑ для развития этнотуризма необходимо продолжить строительство объектов экомузея «Тазгол» согласно откорректированному генплану в связи с современными реалиями и строительством Кемеровской епархией деревянной часовни на месте бывшей Троицкой церкви. Исторический памятник – подлинный дом мрасского миссионера Алтайской православной духовной миссии середины XIX в. подлежит основательной реконструкции из-за полной изношенности бревенчатых стен, перекрытий, оконных рам и дверных косяков.

В реконструированном по имеющемуся проекту и заново собранном на прежнем месте доме миссионера можно разместить в одной из комнат сельскую поселковую библиотеку с читальным залом и выставкой по истории православия в Горной Шории, в другой комнате (бывшей детской)  разместить так необходимый посёлку медпункт, а в бывшей трапезной семьи миссионера – едальню для гостей и туристов.

Дома сельского старосты-паштыка и торговца Пай Степана, а также дом плотника Иванова продолжают после ремонта использоваться под гостиницы для туристов. Амбар в усадьбе паштыка после реставрации крыши может использоваться для хранения туристических лодок и снаряжения, лодочных моторов во время путешествий по Мрассу. Рядом с домом плотника  Иванова на площадке бывшего дома учителей необходимо построить новый служебный дом – дирекцию экомузея для сотрудников и экскурсоводов. В двухъярусном амбаре в усадьбе Иванова необходимо расширить имеющуюся  выставку этнографических экспонатов. Во всех усадьбах необходимо установить солнечные батареи.

Летнюю юрту-сенек в усадьбе паштыка необходимо дооборудовать: соорудить открытый очаг - кулеймазе, ручную мельницу – тэрбен, небольшой ткацкий станок, по стенам ‑ лавки и небольшой столик. За юртой сделать лабаз на столбах, установить кожемялку, улей-колоду и разбить небольшой земледельческий стан с навесом с туесами, жердчато-берестяным шалашом в углу огорода и орудиями труда в небольшом амбаре. Рядомпо фотографиям соорудить станок для ковки лошадей. Туристам можно проверить свои способности в освоении навыков традиционных занятий.

Требуется восстановить забор-полузаплот между усадьбой паштыка и площадкой миссионерского стана с часовней, домом миссионера, домом псаломщика, оборудованного под миссионерскую школу, жилого дома современного священника (построенного по фотографии 1927 г.)

Необходима также реставрация имеющихся построек стана металлургов с объектами: плавильная печь под навесом из столбов и полубрёвен, летняя каркасная юрта-плавильняодаг. Требует обновления интерьер кузницы с инструментом. Необходим также ремонт построек орехо-промыслового стана, бани в усадьбе Иванова и летнего навеса с печью, лавками и столом для питания туристов.

Для организации и развития двухдневного и более этнотуризма необходимо заключить договоры с местными жителями, у которых в усадьбе есть пустующий дом, а также использовать «дома этнографов», поручив рабочему экомузея «Тазгол», проживающемупо соседству в так называемом «доме учёных», охрану «дома этнографов» и приём в нём и в летней юрте туристических групп.

Для охраны автомобилей туристов, прибывших из пос. Шерегеш, на противоположном от экомузея левом берегу реки Мрассу необходимо оборудовать огороженную стоянку машин и заключить договор с хозяином усадьбы в пос. За-Мрасс для перевозки им через Мрассу на его лодке с мотором туристов и сотрудников экомузея. В дальнейшем необходим автомобильный мост для доставки продуктов и стройматериалов жителям, а также переезда этнотуристов. На всех стоянках, на территории экомузея и у магазинов, необходимо оборудовать биотуалеты, мусорные контейнеры и обеспечить вывозку мусора на мусоросборник пос. Шерегеш.

 

В.М. Кимеев, доктор исторических наук,
профессор кафедры археологии КемГУ,

житель пос. Усть-Анзас,

основатель Дома-музея  этнографов

 


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий