С нами удобно!
109

 VK–square   OK–square   

БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР — БУДУЩЕЕ КУЗБАССА

« Назад

БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР — БУДУЩЕЕ КУЗБАССА 03.05.2022 00:00

ОБРАЗОВАНИЕ

БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР — БУДУЩЕЕ КУЗБАССА

Инженерный чемпионат «Я — будущее Кузбасса!» прошёл в пятницу, 22 апреля, среди школьников и студентов в Таштагольском техникуме.

Разведать месторождение и наладить добычу полезных ископаемых, учитывая логистику, рынки сбыта, источники энергии и трудовые ресурсы — таким было задание для каждой из команд. Студенты и школьники соревновались отдельно. Организаторами чемпионата выступали СибГИУ и компания «Евраз», а в качестве спонсора — отечественный разработчик программного обеспечения для горнодобывающей отрасти — компания «Майкромайн Рус».

...Участников приветствуют директор техникума Елена Евгеньевна Зайцева и директор СибГИУ, доктор технических наук Юрий Евгеньевич Прошунин. По его словам, за  последние 5 лет выплавка стали выросла в мире на 15%, что говорит о явной перспективности горнодобывающей отрасли, а само горное дело изменилось настолько, что в шахту не ходят ни с киркой, ни с лопатой - распространяется и вовсе безлюдная добыча полезных ископаемых.

На основное выступление командам даётся по 7 минут и 5 минут — для ответов на вопросы экспертов. Порядок выступления определяется простой жеребьёвкой, на ощупь доставая из коробки листок с названием команды.

Так жребий выпадает команде «220 вольт» школы №20 пгт Темиртау. Напомню, что заданием для всех был проект разработки некоего месторождения железной руды в Таштагольском районе. «220 вольт» добывает руду в Шерегеше, причём, подземным способом, а не карьерным, поскольку Шерегеш — посёлок курортный и экология важна особенно. Что интересно, продавать свою продукцию «220 вольт» намерены только на внутреннем рынке и в странах Азии.  

Подземным же способом будут добывать руду «Оптимисты» из городской школы №6. В её проекте всё по классической для нашего района схеме: жёсткий контроль безопасности труда, железнодорожный транспорт, электроэнергия от ВЛ-110 кВ от Калтанской ГРЭС. Зато работа в этой шахте предполагается комбинированным методом — вахтовым и оседлым:

- Предприятию выгоднее использовать вахтовый метод. Во-первых, не нужна социальная инфраструктура, во-вторых, не надо решать вопрос подготовки кадров, и в-третьих, как показывает практика, у вахтовиков выше производительность труда. Но месторождение разрабатывается в районе, где социальная инфраструктура уже создана, есть и техникум горных технологий и сферы обслуживания, готовящий специалистов для горных предприятий. Поэтому считаем возможным применение комбинированного метода привлечения кадров.

Команда школы №11 пгт Шерегеш тоже «идёт» в шахту. Но ребята предусмотрели и вариант её энергетической безопасности: в случае перебоев подачи электроэнергии с Калтанской ГРЭС, на шахтной подстанции будут автономные дизель-генераторы, которые спасут предприятие. Подготовку собственных кадров они планируют по непрерывному циклу: школа-техникум-университет-предприятие. Ведь девиз команды: «Мы здесь работаем, мы здесь живём». В реализации продукции ребята учли сложную международную обстановку, введённые против России экономические санкции, а потому и продукция рассчитана на внутренний рынок - «Евраз-ЗСМК».

Полным сюрпризом для всех становится выступление команды «Железные леди» школы №9: три девушки - Полина Гунько, Софья Иванова и Екатерина Русакова - рассказывают о мужской профессии даже увереннее парней:

- Шерегешское месторождение железных руд в 28 км от Таштагола находится на высоте +570 - +560 метров над уровнем моря. Основной минерал в рудах – магнетит со средним содержанием железа 33-34%, примеси: цинк, сера, кобальт, медь, золото… Количество рудных тел на отдельных участках месторождения варьируется от 2 до 24, их мощность - от 5 до 30 метров, мощность рудных залежей до 200 метров… Мы считаем более приемлемым подземный способ добычи, для этого изначально пробиваем два шахтных ствола, от которых разрабатываются штреки, раздробленная порода выдаётся на-гора с помощью скипов… Необходима организация мощной системы вентиляции, системы водоотведения, водоснабжения шахты… В нашем случае железная дорога является безальтернативным видом транспорта… К электроприёмникам первой категории относятся подъёмные, водоотливные установки, вентиляторы главного проветривания. С учётом этого электроснабжение шахты должно осуществляться, как минимум, от 2-х независимых источников питания… Что может стать вторым источником электроснабжения? Строительство на территории района подстанции на 500 кВ, пока таких в Кузбассе – четыре, мы считаем это целесообразным, так как через территорию Горной Шории проходит высоковольтная линия от Саяно-Шушенской ГЭС. Второе решение – строительство ЛЭП от Новокузнецкой подстанции, в крайнем случае, аварийным источником может служить дизель-генератор…

Надо ли говорить, что эта команда получает одобрение экспертов? Девушек тут же приглашают учиться в СибГИУ: «Мы будем рады вас видеть среди наших абитуриентов!»

Интересно выступление команды гимназии №2, предложившей в качестве грузового транспорта маглев – поезд на магнитной подушке! Он развивает скорость до 600 км в час. Команда «Искра» мундыбашской школы №15 выходит с проектом дополнительной переработки отходов Мундыбашской обогатительной фабрики. Хвостохранинище на берегу реки содержит 7,1 млн тонн отходов, в долине реки Жасминка - 16,68 млн тонн, а в «Киселёвом Логу» - 27, 9 млн тонн. Школьники уверены - это проблема всего посёлка, и её надо решать. По мнению авторов проекта, отходы содержат не только железо, но и другие ценные металлы, которые предлагается дополнительно извлечь путём мокрой магнитной сепарации – той же самой, что и применялась на МОФ. Эта команда заняла в чемпионате 3 место. 

У студентов техникума были команды: «Дети будущего», «Дети шахты». «Рудари» и «Шахтёр». К ним, как будущим горнякам, требования были чуть более жёсткие, и дополнительными вопросами жюри так и заваливало. Ну так и было с кого спрашивать, вот к примеру, состав команды «Рудари»: Александр Эмеков – «главный инженер», Андрей Шульц – «главный энергетик», Лев Евдокимов – «главный механик», Владимир Федосеев – «главный экономист», а Дарина Чумова – «заместитель по персоналу»... К тому же ребята были категорически против экспорта своей продукции, справедливо полагая, что железо – слишком ценное стратегическое сырьё, чтобы поставлять его за рубеж. 

В итоге жюри, состоявшее из учёных и производственников, выносит решение: среди студентов лишь одно призовое место и это место победителя. А побеждает здесь команда Таштагольского техникума «Рудари». У школьников на 1 месте школа №9, на 2 месте — школа №11, а на 3 месте - школа №15.

Таким был первый в истории района инженерный чемпионат «Я — будущее Кузбасса!». А ведь, и вправду, будущее, ведь именно инженерная мысль – и двигатель прогресса, и вообще, нормальное условие существования цивилизации.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора  


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий