С нами удобно!
109

 VK–square Instagram–square  OK–square   

АРИФМЕТИКА ДОБРА

« Назад

АРИФМЕТИКА ДОБРА 24.12.2020 10:01

Семья для ребёнка - это целый мир, в котором он пребывает первые свои годы, и источник обретения опыта семейного образа жизни. Что бывает, когда этот источник высыхает?

 Девять месяцев будущие мамы и папы готовились к появлению на свет новой жизни, и, наконец, чудо свершилось - пробился ещё один росток на могучем фамильном древе! К сожалению, практика показывает, что не всем родителям удается вырастить этот росток и тогда… ребёнка помещают в госучреждение. В старину не зря таких людей называли обездоленными (Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующее определение слова: несчастный, находящийся под гнётом). То, что дитя должно было впитать с молоком матери, оно не получило. В результате маленькое создание остается один на один с окружающим миром, затем взрослеет и пытается найти ответы на вопросы: в чём его вина, почему такие тяжелые испытания выпали на его плечи? Ответы каждый ищет сам, и насколько адекватны и разумны будут его шаги и принятые решения зависит от людей, оказавшихся рядом.

Мы все знаем и понимаем, что малыши и подростки в государственных (или частных) приютах – это, как правило, дети, обделенные вниманием. Педагоги и воспитатели -  как бы они ни старались - не смогут дать каждому малышу того, что он получил бы в семье. Со стороны государства всегда предпринимались меры по решению этой проблемы.  Существует система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К примеру, структура Федеральной службы усыновления и опекунства детей-сирот, которая финансируется государством через местные, региональные и федеральные структуры власти.

Однако есть и ряд трудностей, таких как внутренняя неготовность потенциальных замещающих родителей к приёму детей в семью, незнание особенностей развития детей-сирот, неготовность и самих детей к проживанию в семье. Наблюдается возврат детей, проживших в семьях долгое время. Причин возврата детей много: изменения состояния здоровья, материального положения семьи, неисполнение обязанностей опекуном, обострение личностных отношений – неумение детей и замещающих родителей их выстраивать.

Родительская школа

Чтобы это происходило реже, существует школа приёмных родителей - подготовка граждан, выразивших желание принять на воспитание детей в семью. В школе рассматриваются не только юридический и медицинский, но и психолого-педагогический моменты, уделяется внимание вопросам поведения,  возрастным особенностям приёмных детей. Согласно приказу МКУ УО ТМР  от 24.02.2014 г. №29.3 «О передаче МКОУ «Детский дом №1 «Родник» отдельных полномочий органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание», там работает школа приёмных родителей, где обучение проходит по программе, подготовленной в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 августа 2012 г. № 623 г. Программа рассчитана на 62,5 часа и состоит из трёх блоков:

      1 блок  - ориентировочный,

      2 блок - психологические аспекты приема ребенка в семью,

      3 блок - нормативно-правовые основы создания замещающей семьи.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, с учётом возможностей  кандидатов в замещающие родители. Продолжительность подготовки колеблется от 10 до 15 недель. Применяются индивидуальные занятия и совместное обсуждения ситуаций, что помогает потенциальным родителям найти верные способы поведения,  задуматься о распределении семейных ролей, о мотивах своего решения, слабых и сильных сторонах своей  личности.

С 2018 по 2020 гг. в школе приёмных родителей прошли обучения 30 человек из них 23 решились на ответственный шаг. В ходе занятий ряд кандидатов отказались от дальнейшего обучения. Почти все они объяснили свое решение тем, что пока не готовы к принятию в семью ребёнка.   Несколько кандидатов мотивировали свой отказ тем, что «отпала надобность»: они готовились стать опекунами для детей родственников, но ситуация в семьях стабилизировалась, и дети остались или вернулись   в кровные семьи.

Ребёнок – не игрушка

Но несмотря на все меры, возврат детей существует. С каждой последующей попыткой устроить ребёнка в семью становится сложнее - потенциальных родителей дитя встречает более напряжённо, с недоверием. Прежде чем решиться взять ребёнка, необходимо подумать: готовы ли вы изменить свой привычный уклад жизни, осознаёте ли вы, что большая часть вашего личного времени будет посвящена новому члену семьи, которому очень важно, чтобы его приняли таким, какой он есть. Ребёнок пережил то, от чего и взрослый человек не сразу может оправиться: лишился семьи по тем или иным причинам, родственников, которые не смогли или не захотели его взять и, возможно, приемной семьи, которая не смогла его полюбить. Чтобы не нанести душевной травмы ребёнку и не отчаяться в реализации себя как родителя, вам, решившимся на этот шаг, необходим хотя бы минимум знаний о социально-психологических особенностях детей-сирот.

Обретение семьи - самая эффективная помощь, но не у всех людей есть такая возможность. Поэтому мы напоминаем, что помогать можно по-разному: это наставничество, волонтёрство, пожертвования,  распространение информации. Порой даже один ваш шаг навстречу может сделать ребёнка-сироту немного счастливее.

С.Г. Ачулакова,

соц. педагог МКОУ «Детский дом №1 «Родник»


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий