С нами удобно!
109

 VK–square Instagram–square  OK–square   

АЛЕКСЕЙ КУЛИК и «СЕРДЦЕ ПАРМЫ»

« Назад

АЛЕКСЕЙ КУЛИК и «СЕРДЦЕ ПАРМЫ» 20.08.2020 10:35

В России закончены съёмки исторической драмы по роману Алексея Иванова «Сердце Пармы». Над сложными декорациями к фильму работал наш земляк — таштагольский художник Алексей Кулик. Он же снялся в эпизодической роли монаха.

4 стр ал кулик (1)

По склонам и болотам пармы - необъятной пермской тайги - едет вогульский князь Асыка. Он везёт бесценное сокровище — золотую статую, так называемую малую Золотую Бабу. Это не просто идол — для народов, населявших Урал, она и есть сердце пармы, средоточие их мира, связь духов и народов. В XV веке миром правит магия. Вот и Мёртвая Парма — страшный лес, полный древних истуканов со звериными черепами и человеческими личинами, жертвенными алтарями и всякой нечистью. Сюда, на главное капище, и привозит Асыка Золотую Бабу — Вагирйому, как зовут её пермяки, или Сорни-Най, как величают вогулы (манси). Асыка затеял неслыханное: начать войну против московского князя и всех московитов. Ему нужна поддержка шаманов. Он знает, что прольётся большая кровь, и это случится. Очень скоро, чтобы вернуть похищенную Сорни-Най, князь Асыка сожжёт русскую крепость Усть-Вым, а брат главного героя - князя Михаила - пойдёт в поход на вогулов и чудом спасётся на жутком Болоте людоедов.

4 стр ал кулик (2)

Тёмные века, война православия и пещерной дикости, приносящей идолам кровавые жертвы. Два мира могли бы и ужиться, если бы не религия. «Враги приносят нам меч, а руссы несут своего бога. Меч мы можем отбить, а с богами человеку ни за что не справиться. Но если мы покоримся русскому богу, то у нас не будет и наших имен», - уверяет князь Асыка. 

Чтобы создать на экране атмосферу эпохи, мало хорошей книги и близкого к ней сценария — нужна масса декораций, предметы культа, талисманы и амулеты, надо воссоздать священные места и капища, а главное — сделать их настолько правдоподобными, чтобы зритель ощутил их силу и власть. Над этим и работают художники-декораторы. Алексей Кулик выполнил для «Сердца Пармы» три капища — главное пермяцкое, затем славянское и самое жуткое — вогульское с деревьями, перевёрнутыми вверх корнями. Для них он изготовил около 70-ти разных идолов.

4 стр ал кулик (3)

-Самый маленький из них был высотой метра полтора и частично вкапывался в землю, а самый большой — почти 5-метровый. Мы их делали из дерева, заготовки заказывали на пилораме, потом я приезжал, забирал, и мы начинали с ними работать, - рассказывает Алексей Кулик.

4 стр ал кулик (4)

- Как вы их делали почерневшими от времени?

-Первого идола, которого я вырезал, мы начали обжигать. Не получилось — это очень долго. Потом использовали разные пропитки. В итоге спас дело обычный кузбасс-лак — это помощник декораторов - всех и вся. На «Папоротнике» (съемках сериала «Пока цветёт папоротник») вообще всё было выкрашено именно кузбасс-лаком. А здесь, в Губахе, мы скупили весь кузбасс-лак.

...Вам не показалось: первой кинокартиной, в которой работал наш герой, был «Пока цветёт папоротник». Путь нашего героя в искусство кино шёл тоже через искусство — живопись и скульптуру, которым Алексей посвятил свою жизнь по семейной традиции, ведь и родители его —художники. В родном Барнауле он вместе с друзьями-единомышленниками участвует в «Городе мастеров» - мастерской, где работают художники разных жанров и стилей: от живописи до керамики. А на Алтае идут съёмки сериала «Пока цветёт папоротник». И именно Алексею Кулику достаётся важный заказ. К нему в посёлок Прутской под Барнаулом приехали художник по реквизиту Татьяна Макарова и художник-постановщик Евгений Матюненко. Увидели на полках мастерской гончарные изделия и разные черепа, а за старинный сундук с боем — осколками бракованных изделий даже деньги предлагали. Словом, были в восторге: «Ты как знал — это же готовый реквизит!» Так он оказался в съёмочной группе «Мосфильма» и изготовил для сериала «Пока цветёт папоротник» главный талисман, переносящий героев во времени.

4 стр ал кулик (5)

Пройдут годы, и Алексей Кулик окажется в Москве, встретится с Евгением и Татьяной. И они снова приведут его на съёмочную площадку. На этот раз - фильма «Сердце Пармы».

И вот он на Урале, в Пермском крае. Начинается серьёзная и напряжённая работа: эскизы, пробы, импровизации. На одной из его фотографий — скальный каньон, изрезанный трещинами под прямыми углами, словно улицы с перекрёстками. Местные жители так и называют: улица Ленина, Горького и т.д. Здесь художники-декораторы и сооружали капище Мёртвой Пармы со множеством истуканов.

-Видите, пеньки, на них мы закрепляли наших идолов. Вот в дупле дерева — сама Сорни-Най, - фотографии впечатляют: огромный горелый ствол, в нём сквозная трещина, откуда сверкает золотом и рубинами глаз некое зловещее создание. Книжному образу эта Золотая Баба соответствует вполне. Как вспоминает Алексей, лепили Сорни-Най несколько раз, в итоге вышел коллективный труд, наконец-то одобренный продюсером. А потом Золотая Баба – даже бутафорская - принесла неприятный сюрприз.

- Когда я тащил на главное капище большого идола, надо было подготовить путь через заросли. Я прошёл, спилил несколько рябинок, берёзок, чтобы можно было протащить идола, - рассказывает Алексей Кулик. - Кто-то из туристов это услышал, позвонил в лесоохрану. И в этой глуши, где брошенные деревни и города-призраки вообще без людей, где всё умирает, приехали участковый, прокурор, лесоохрана и прочие, и прочие. Нам насчитали пятьдесят деревьев, в газете «Коммерсант» про нас дали статью, где мы и вандалы, и злодеи. Был суд, и съёмочной группе присудили штраф в 200 тысяч рублей. 

…А в кадре всё выглядит красиво: главная героиня, ламия (ведьма) Тиче заходит за горелое дерево с Золотой Бабой, а с другой стороны выходит, обернувшись рысью. Оказывается, съёмка комбинированная: дерево увозили в Москву, там снимали рысь, а потом на компьютерах делали монтаж фрагментов.

-В другом месте уже для славянского капища мы вырезали образ Иисуса Христа. Это было сложно, потому что надо было вести переговоры с митрополитом Московским. Вообще нам на одну локацию давали три дня: мы всё готовим, уезжаем на следующую локацию, а на эту прибывает съёмочная группа…

Впечатлений от съёмок «Сердца Пармы» у него масса. Самым интересным моментом он считает работу с группой каскадёров из Монголии: «Всадники должны на лошадях перескакивать через телегу, я её декорирую под старину, усиливаю конструкцию, чтобы лошадь не сломала, задев копытом».

Было в той парме место, священное для всех её народов: под Прокудливой берёзой парни и девушки находили своих суженых, бесплодные женщины вымаливали ребёночка, здесь решались судьбы. Естественно, дерево было огромным, каких просто так в природе не сыщешь. И декораторам пришлось поломать над этим головы:

-Как должна выглядеть Прокудливая берёза, никто не знал, потому что никогда не видел. Мы делали её из пяти связанных стволов, а между ними была монтажная пена. Потом всё это обернули берестой, и получилась огромная берёза.

...По сюжету священное дерево будет рубить одержимый креститель епископ Иона. В фильме он объединяет в себе сразу двух книжных персонажей: себя и храмодела Калину, который на самом деле и ставит крест на храме во время бури. Иона же крушит идолов, убивает во имя веры, сжигает капища, предаёт главного героя. А в фильме это герой положительный. Играет его Евгений Миронов и делает это блестяще.

Но как топором рубить макет из дерева и монтажной пены? Здесь тоже секрет съёмки: снимали только руки дублёра и место, куда бил его топор...

Алексею Кулику тоже посчастливилось сыграть в этой картине. Когда главного героя — князя Михаила - привозят в Москву в клетке вместе с его воеводой Бурмотом и татарским князем Исуром, за ней идёт монах и крестит несчастных. Этого монаха и играет Алексей. Благо, внешность у него подходящая, а вот сниматься в кино ему ещё не приходилось. Пришлось вживаться в образ.

-Сначала я нервничал. Потом где-то час походил и поработал в рясе с приклеенной бородой и стал всем звонить по видеосвязи. Меня спрашивали: «Лёша, что случилось? –Да, решил всё поменять в своей жизни. Ушёл в монастырь...» - смотрю, лица моих собеседников бледнеют. Муж сестры уже ко мне ехать собирается. Тогда уж рассказал, что в кино снимаюсь…  А инструктаж перед съёмкой, конечно, был. Уже в кадре лицо я делал серьёзное и больше всего переживал за мимику. Но за пару дублей всё сняли. Атмосфера была почти реальной: передо мной эта клетка, вокруг массовка орёт. Вообще, за время съёмок поневоле задумаешься, как же тогда люди жили!

Это говорит нам человек, знающий, как много снятого в кино состоит из пеноплекса, монтажной пены и только выглядит настоящим. Зато настоящими были люди, с которыми он познакомился на съёмках. Вот видео, где Сергей Пускепалис (в шлеме и доспехах) передаёт привет родным Алексея. На другом – Евгений Пугин, менеджер по выбору съёмочных локаций поёт свои песни под гитару. «Отличный свойский парень» - говорит Алексей о  Николае Наумове - актёре, сыгравшем роль князя Пёстрого.

Итак, съёмки фильма «Сердце Пармы» закончены. Премьера назначена на 2021 год. Если всё будет в порядке, мы ещё увидим, что получилось. Должно быть здорово, ведь в основе сценария прекрасная книга, в ролях отличные актёры, снимал известный режиссёр Антон Мегердичев. А про декорации и весь антураж эпохи мы уже рассказали. Ждём премьеры.

Кирилл САЗАНОВ, фото из архива Алексея Кулика


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий