С нами удобно!
109

 VK–square Instagram–square  OK–square   

АЭРОПОРТ ИМЕНИ СЕЛИВЁРСТОВА

« Назад

АЭРОПОРТ ИМЕНИ СЕЛИВЁРСТОВА 26.08.2020 13:15

Это всё-таки случилось: нашей вертолётной площадке — а именно так сейчас классицируется Таштагольский аэропорт — присвоено имя Михаила Николаевича Селивёрстова.

4 стр аэропорт селивёрстова 4

Церемония состоялась в День города, 22 августа. В аэропорту собрались представители районной власти, компании «АэроКузбасс» и все, имеющие отношение к истории присвоения имени прославленного лётчика его родному аэропорту. Михаил Николаевич был у истоков малой авиации Горной Шории, прокладывал воздушные мосты во все отдалённые посёлки, возил людей и грузы, осваивал новую авиатехнику, совершал сложные полёты и порой творил невозможное. Обо всём этом вспомнили участники торжества.

На стене здания аэропорта, рядом со входом, укреплена пока ещё занавешенная мемориальная доска. Открывают её глава района Владимир Николаевич Макута и дочь М.Н. Селивёрстова — Наталья Михайловна Климчук.  И вот на чёрном мраморе мы видим совсем ещё молодого пилота, каким он и пришёл в авиацию.

4 стр аэропорт (2)

-Михаила Николаевича знал весь район. Работа у него такая была — ответственная, опасная, но очень нужная для Горной Шории. Мы сегодня отмечаем День города и отдаём дань уважения тем нашим землякам, которые вложили огромный вклад в развитие города и района. И Михаил Николаевич как раз из той когорты, - говорит глава района Владимир  Макута. - В 16 лет он стал курсантом,  а в 18 лет — уже пилотом (!)  и в 1955 г. прибыл на работу в Горную Шорию. Всю свою трудовую деятельность он провёл на одном предприятии, это была его любимая работа. И никогда не прощался с небом: даже в 1985 г., закончив летать, он продолжал работать в аэропорту, а потом, перейдя работать в администрацию, в службу «05», всегда с любовью говорил о своей работе... Ведь всё, что разведано геологами, добыто золотодобытчиками, построено энергетиками — это всё благодаря его труду. И, конечно, это спасённые жизни благодаря санитарной авиации. Он налетал более 19 000 часов — 2 года 1 месяц и 1 день — вот сколько он был в воздухе! Такой налёт, я думаю, мало кто имеет в России. За это время случалось разное. Был такой случай: в непогоду он потерял ориентиры и сел на выбранной площадке. В те времена не было навигации и возможности определить, где ты находишься. Он сел, видит: высокогорье, степь… А когда подбежали люди и заговорили на монгольском языке, понял, что находится в другой стране… Он рассказывал: «Я давай быстрее заводиться, а там же разряженный воздух, и как только Бог помог подняться и улететь?!» Однажды он летел с золотодобытчиками, и они всё просят: давайте вот ещё здесь сядем, поработаем, ещё там, да потом ещё на той площадке... Михаил Николаевич им объясняет, что керосина может не хватить. А те в запале его не слышат. И когда уже летели обратно в аэропорт, вспомнили, что он говорил. Подходят и спрашивают: как насчёт топлива? А он достаёт из-за голенища сапога логарифмическую линейку, смотрит на приборы, считает. «Да, говорит, если керосина не хватит, то чуть-чуть...»  Замечательный был человек. Я рад, что наш аэропорт будет носить его имя.

4 стр аэропорт

Глава напомнил, что в Кузбассе три аэропорта: «Леонов», «Волынов» и наш — имени Селивёрстова, пусть даже по классификации «Росавиации» это и «вертолётная площадка».

Дочь пилота Н.М. Климчук благодарила администрацию района, совет народных депутатов, коммунистов, жителей посёлка Спасск и, конечно, вспоминала отца:

-Папа родился не здесь, а в Татарии, но в 1955 г., после окончания училища, где его оставляли инструктором, решил по призыву комсомола ехать в Западную Сибирь, в город Сталинск, как тогда назывался Новокузнецк. А оттуда его направила в Спасское звено. Он полюбил Горную Шорию, людей, живущих здесь. Я встречаюсь с теми, кто знал его, и они тепло о нём отзываются. Буквально недавно женщина рассказала, что маленькой жила в одном из посёлков, которые называли точками, и, когда летел самолёт (а папа сначала летал на «Як-12» и «Ан-2», а потом переучился на вертолёты «Ми-4» и «Ми-8»), дети бежали и кричали «Дядя Миша летит!» А он махал им крыльями. Ещё раз благодарю вас, что вы сохранили память и достойно оценили работу моего папы.

 

Как вспомнил секретарь Кемеровского обкома КПРФ, депутат народного совета Николай Михайлович Кочетков, во время сбора подписей о присвоении аэропорту имени Селивёрстова за это подписывались даже в тех посёлках, куда Михаил Николаевич и не летал — настолько высок его авторитет. И ещё одна деталь: в Спасске у него был единственный на весь посёлок автомобиль, на котором он безотказно возилвсех земляков — он и на земле оставался пилотом.   

А вот история, которую рассказал уже директор аэропорта Владимир Петрович Трофимов у стенда, посвящённого М.Н. Селивёрстову. Во время санзадания в районе Междуреченска у «Ми-4» заклинило редуктор. Это значило, что сесть на авторотации — за счёт вращения винта — уже невозможно. Но как быть?

- Своим мастерством он превратил вертолёт в планер. Для тех, кто даже немного знаком с аэродинамикой, это трудно поддаётся объяснению, - рассказывает В.П. Трофимов. - Но медики, которые были на борту, даже не поняли, что произошла авария. Все живы, и даже вертолёт потом восстановили. Вот какой профессионализм!

-Мне папа рассказывал, что врачи ему тогда кричали: «Ты что, дрова везёшь»? - припомнила Н. М. Климчук.

- А когда вышли, увидели, что и садиться-то было не на чем — машина повреждена, хвостовая балка отлетела. А все целы. Он тогда принял грамотное решение и за счёт деревьев смягчил удар…

Да, это был гениальный лётчик. И наш аэропорт носит теперь его имя. Это справедливо и верно. Приятно осознавать, что и наша газета имеет к этому отношение. Ведь и мы печатали о нём материалы, провели опрос, где большинство высказалось «за». Спасибо им за это.

4 стр аэоропорт селивёрстова

Между тем, хотя наш аэропорт и считается теперь вертолётной площадкой, по словам директора В.П. Трофимова, взлётная полоса находится в исправном состоянии, по-прежнему способна принимать самолёты малой авиации и находится в реестре полос российской авиации, так что перспектива есть, а тема реконструкции аэропорта остаётся в силе.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий