ЮНЫЙ РАЙДЕР ИЗ ШЕРЕГЕША

Егор Шабалин был единственным представителем Таштагольского района, выступавшим на открытом снегоходном фестивале «Hillklimb» в мае 2016 года на горе Зелёной и показал 7-й результат среди 11-ти участников. И в этом не было бы ничего особенного, если бы не возраст спортсмена – ему всего 11 лет.

Да, в свои 11 лет Егор Шабалин на равных соревнуется со взрослыми профессионалами. Его дебютом стали гонки на снегоходах, организованные в 2012 году Таштагольской организацией ДОСААФ, на которых он ещё неофициально катался, будучи 7-летним ребёнком. Но сегодня Егор тренируется в снегоходной школе «Геш-райдер». Его машина – подростковый горный снегоход мощностью 120 лошадиных сил.

Мы уже писали о снегоходах, но стоит повторить, что условно они делятся на три класса. Первый — это утилитарные: для работы, охоты, рыбалки, доставки грузов и поездок. Они не очень мощные (50-60 л/с), но проходимые. Затем снегоходы туристические – более комфортабельные, но по сути, такие же. Третий спортивный класс тоже можно разделить на два: просто облегчённые, скоростные и горные. Последние – воплощение всех технических новинок. Это и мощность до 160 л/сил, относительно малый вес, узкая гусеница (в ущерб проходимости), усиленные амортизаторы. Это всё равно что очень мощный спортивный мотоцикл, ведь на килограмм веса приходится целая лошадиная сила.

Итак, школа «Геш-райдер» базируется в СТК «Шерегеш», горнолыжном комплексе «Ольга», руководит школой Дмитрий Белов. У инструкторов здесь целая методика обучения. К премеру, начинающим спорстменам на снегоходе искусственно занижаются обороты двигателя. На тренировках есть и такое упражнение: спортсмен отрабатывает управление на заглушенном снегоходе. Порой это длится часами – пока все движения не дойдут до автоматизма. Здесь важно всё: как именно ученик держит руль, как перебрасывает ноги, в какой момент даёт двигаетелю обороты или снижает газ. Это не просто навыки управления, а ещё и техника безопасности.

И вот заведены моторы. Пошли. Летит под бортами снежная пыль. Новички, овладевшие движением по прямой, допускаются к прохождению тренировочной трассы в малопосещаемом районе курорта – секторе «В». У нашего собеседника эти этапы давно позади – он уверенно водит горный снегоход по «пухляку» вне всяких трасс.

-Если уметь ездить и слушать инструктора, всё будет получаться, — так немногословно  объясняет Егор секрет своего успеха. — Заводишь снегоход, заезжаешь в «пухлячок» — здесь начинается самое интерсное. Снегоход идёт мягко, как будто плывёт…

Но ехать по заснеженному лесу — это ещё не показатель мастерства. Высшим пилотажем у снегоходчиков считается нарезание крутых виражей, когда райдер – а так зовутся спортсмены-снегоходчики – заваливает машину на бок и стоя обеими ногамии на левой или правой подножке едет, почти касаясь сугробов.

Приветствуются среди райдеров и прыжки на естественных и искусственно созданных трамплинах. Благо, техника это позволяет: практически любой горный снегоход обладает такой тяговооружённостью – соотношением мощности и веса вместе с седоком – что разгонятся до 100 км/час за 3 – 2,5 секунды. На такой  машине взять трамплин можно едва ли не с места. Вот и наш собеседник умеет пролетать на своём снегоходе до 3-4 метров по воздуху.

Опасно ли заниматься таким экстремальным спортом? Конечно, если не пользоваться средствами защиты.

-Егор, что надевает райдер во время тренировок или соревнований?

-На голове обязательно защитный шлем, на теле – спортивный комбинезон, под курткой у меня всегда защитный панцирь «черепаха», на ногах ношу специальные сапоги, в них не холодно и при морозе в сорок пять градусов, — рассказывает Е. Шабалин.

Сейчас в планах Егора попасть в профессиональную лигу райдеров. Его отметил и взял над ним шефство знаменитый экстремал, капитан команды «509» Владимир Смола из Петропавловска-Камчатского. Уже в следующем зимнем сезоне Егор поедет туда на сборы, причём, бесплатно, хотя такое обучение стоит немалых денег. Он успел поучаствовать в тестах снегоходов, что вообще-то работа для взрослых. А ещё занимается борьбой самбо у тренера Виталия Гавриловича Созыгашева и на областных соревнованиях в текущем году попал в тройку призёров, а на районных занял 2 место.

Что ещё привлекает парня в этом зимнем виде спорта, так это известная доля романтики. Ведь ездить в дальние снегоходные маршруты, да ещё большой компанией, преодолевать перевалы, остановливаясь на таёжные ночёвки – это, согласитесь, здорово.

-Как далеко ты можешь проехать на своём снегоходе с одной заправкой?

-Есть разные модели, я на своей, бывает, не заправляюсь целую неделю. Бака на 40 литров хватает километров на двести. Но если ехать далеко, можно взять и не горный снегоход, а попроще – они называются утилитарными – с широкой гусеницей. Тогда можно прицепить сани, а в них положить бочку бензина. И уж точно далеко заедешь.

Его мечты и планы заманчивы: стать профессионалом, добиваться высоких результатов и тем самым прославить Таштагол, родной Шерегеш и весь Кузбасс. А ещё – пройти тысячу километров от Шерегеша до посёлка Приисковый в Красноярсокм крае. Главное – чтобы стало побольше таких же романтиков.

Кирилл САЗАНОВ, фото Владислав Шитенок

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: