ЯКОВУ ПЕПЕЛОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Выставка деревянных картин Якова Пепелова с символическим названием «ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ…» открылась в музее этнографии и природы Горной Шории. Посвящена она 55-летнему юбилею талантливого художника.

На выставке представлены работы из фондов музея и частных коллекций. Картины шорского  мастера Якова Пепелова иначе как чудом не назовёшь. Это моменты жизни, запечатлённые в дереве. Красота деревянных панно, в отличие от живописных полотен, объёмная, её можно не только увидеть, но и потрогать, осязая тепло материала.

В одном из эпизодов документального фильма Яков Пепелов говорит: «Первоначально занимался живописью, но были трудности с красками, холстами,  а дерево всегда под рукой». И тогда он решил научиться создавать картины из доступного материала. До всего доходил самостоятельно, сначала  по специальной литературе, а потом уже по собственному наитию.

Когда один из таштагольских художников увидел первые работы Якова, то сразу определил  в них талант великого мастера и напророчил ему блестящее будущее. В 1999 году, после очередной персональной выставки «Песнь о Шории», директор музея этнографии и природы Горной Шории Надежда Шихалёва обратилась к главе района Владимиру Макуте с просьбой о приобретении картин Якова Пепелова, чтобы сохранить работы для потомков. И сегодня, благодаря главе района, это художественное наследие шорского народа высшей пробы  сохранено и радует зрителей.

Таштагольский художник Александр Казьмин, присутствовавший на открытии выставки,  подтвердил это:

— Яков Пепелов — это  природный самородок, сейчас подобных резчиков нет. Будучи человеком обаятельным, с первых минут вызывал симпатию в общении. Это был не только прекрасный художник, но и  надёжный друг.

Далее Казьмин рассказал о совместном участии в зональной выставке «Мир дерева»,  в г. Новокузнецке, когда он настоял на том, чтобы  картины Якова переместили из узкого коридора в основной зал, потому что они того стоили.

Художник Виталий Полещук, который тоже лично был знаком с Яковом, отметил, что такой природный дар человеку послан свыше, и это очень большая редкость. Яша Пепелов — мастер, который творил душой. И не оборвись его жизнь так трагично, наверняка, он стал бы в будущем человеком высокого полёта. Убедиться в этом смогли первые посетители выставки. И мы предлагаем всем посмотреть редкие по мастерству и таланту работы мастера-самоучки.

Яков Пепелов  родился в посёлке Усть-Узас, который относился к Усть-Кабырзинскому сельскому совету. В 1981 году окончил школу в Усть-Кабырзе и поступил в новокузнецкое училище №11. Во время учёбы посещал изостудию художника Анатолия Михайловича Кочкаева, который стал его первым наставником.

После службы в армии работал художником-оформителем  на Абагурской аглофабрике. В 1985 году вернулся на родину, где стал активно заниматься творчеством. С 1985 по  2004 годы Яков Пепелов выставлял свои работы на областных, зональных, региональных выставках — его работы  были представлены на 15 выставках, из них 5 были персональными. В 2003г. он участвовал сразу в двух выставках: в Москве — на Всероссийском фестивале музеев «Интермузей –2003», в Новосибирске — на международной выставке-ярмарке «Свежее искусство Сибири». На последней были представители Бернской художественной галереи (Швейцария). Они оценили его работы и пригласили Якова на мировой конкурс резчиков по дереву.Такие приглашения от устроителей конкурса поступали дважды: в 2004 г. и в 2006-м – уже после смерти Я.Д. Пепелова.

Интересна история семьи Пепеловых, родословная которой уходит корнями  на территорию Тихвинского района Ленинградской области. Во время войны отец Якова — Дмитрий Васильевич Пепелов — четырнадцатилетним подростком был эвакуирован в Горную Шорию, да здесь и остался. В Ленинград после войны не вернулся — за всю оставшуюся жизнь туда так ни разу и не съездил. Женился на местной жительнице Аграфене Васильевне Кусургашевой. Родили 8 детей. Жили в небольших отдалённых посёлках, занимались пчеловодством, подсобным хозяйством.

По воспоминаниям Галины,   младшей сестры, Яша хотел свозить отца на родину, но тот всё отнекивался. Она ответила на вопросы корреспондента:

— Были у родителей способности к рисованию?

-Яша  внешностью больше на мать походил, а способности, видимо, перенял от отца, который за что ни брался, всё у него получалось. По железу работал. Всю жизнь пасеку держал. В Карчите, где не было электричества, только наша семья жила со светом, была  пээска (от авт.: портативная энергетическая станция), поэтому мама единственная в посёлке  стирала на стиральной машинке.

Сын Якова, Алексей Пепелов, самостоятельно учится рисовать. Вместе с Вячеславом Кусургашевым в его мастерской  занимается резьбой по дереву. Когда умер отец, Алексею было четыре года. Вячеслав Кусургашев – троюродный брат и  его крёстный отец, поэтому и помогает юноше. Вместе с ним Алексей выступал на вечере, посвященном  памяти шорского барда Анатолия Тунекова.

Мой коллега Кирилл Сазанов, побывав на юбилейной выставке картин Якова Пепелова в 2013 году, очень  живописно рассказывал о нескольких работах Якова. Можно подобным образом рассказывать о каждой из картин мастера. Однако особенно много трактовок  вызывает  одна из поздних работ художника  — «Автопортрет».  Картина пронизана глубоким философским содержанием. В ней боль и растерянность, непонимание происходящего и пугающая пустота.В левом углу — шаманский бубен, объятый языками пламени, в противоположном углу – христианское распятие. Между ними — пустота. Но эта пустота создана контуром фигуры человека. Символический образ картины оказался, к сожалению, пророческим. Как рассказал  Александр Казьмин, Яков  создал картину, в которой изобразил себя в виде пустого профиля:

— Один мастер, подойдя к картине, сказал: «Этот человек сам себя приговорил к смерти». По его мнению, пройдя через дерево, художник ушёл в другую реальность. Я тогда предупредил  Якова: «Зачем ты это сделал?»  На что он ответил: «Мне так нравится». Видимо, он предчувствовал свой конец, и это предчувствие отразилось в его картине…

В открытии выставки  приняли участие Владимир Макута и его заместители по социальным вопросам и национальной политике. Глава района в своём выступлении отметил, что через его руки проходили работы Якова, которые дарились почётным гостям города. И неизменно работы  художника вызывали восхищение, как и его природный талант и мастерство. Именно поэтому имя мастера останется в истории.

Людмила КИРСАНОВА,
фото автора

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: