ВЕРА ВО ИМЯ ДОБРА И СОЗИДАНИЯ

В поселке  Средние Кичи в торжественной обстановке состоялось открытие тенгрианского храма, в нем  приняли участие почетные гости: глава района Владимир Макута, заместитель главы по национальным вопросам Сергей Адыяков, председатель районного Совета народных депутатов Петр Остроухов, начальник управления культуры Надежда Согрина. 

То, что глава района Владимир Николаевич Макута как мудрый руководитель поддержал и даже частично финансировал строительство храма, говорит о желании местной власти поддержать шорцев, помочь им вернуться на путь духовного развития. Особая заслуга в  возведении храма принадлежит  жителям трех поселков (Средние, Верхние и Нижние Кичи) и инициатору его строительства Александру Тудегешеву, который и провел первую службу. Именно он смело взял на себя ответственность за создание культового объекта. Александр Гаврилович увидел в вещем сне это место: горящие свечи, родник и строение. И после мучительных и долгих раздумий взялся за его строительство. Были сомнения, была неуверенность, давило безденежье, опускались руки, но сон каждый раз в минуты отчаяния всплывал перед его глазами и придавал силы.

В проведении  мероприятия  активно участвовали жители поселка и ансамбль «Чылтыс». Сценарий открытия разработала директор музея этнографии и природы Горной Шории Надежда Шихалева, ведущая праздника Анна Акчелова также представляла музей. Она предлагает расположиться широким полукругом вокруг костра и напоминает собравшимся о том, что  должны возрождаться обычаи, укрепляться семьи, родовые и межродовые связи, повышаться рождаемость. Шорцы должны достигать взаимопонимания, согласия и сплоченности на основе духовного совершенствования.  Шорский народ должен найти в себе духовные силы и избежать исчезновения как этноса.

Слово для приветствия предоставляется главе Таштагольского района Владимиру Николаевичу Макуте, который начинает свое выступление с анализа международной обстановки и напоминания об участившихся терактах и призывает

сохранять на нашей земле мир и согласие. Ведь тенгрианство, согласно историческим данным, никогда не вступало в конфликт, в соперничество ни с какими мировыми религиями. И ради этой религии никогда не велись войны. «Все люди живут под единым Небом, и все равны между собой» – такова философия тенгрианства.

Тенгрианство – это не миссионерская религия. Это вера, основанная на почитании природных объектов, вера, регулирующая взаимоотношения человека и природы. Эта вера, не выделявшая никогда человека из природы. Он был равен всем живым существам природы. Ученые считают, что вера в Синее Небо Тенгри возникла задолго до того, как развилась первая евразийская кочевая империя Тюркский каганат. Но именно тюрки каганата оставили истории рунические надписи на реке Орхон, где упоминается божество  Тенгри. Задолго до Тюркского каганата божеству Тенгри поклонялись древние Шумеры.

Тенгри – это Высшая Космическая Сила, несотворимая и неуничтожимая. Тенгри – это Закон мироустройства. Он как Владыка Вселенной распоряжается судьбами космоса, государства, народа и отдельного человека. Тенгри каан мыслился огромных размеров, что отражало его космические масштабы небесного бога, тождественного самому небу, а титул «каан» указывал на высшую, благородную кровь, достойную главенствующего положения.

Постепенно стройная религиозная система о Тенгри распалось на отдельные религиозные культы. Произошел распад веры в единого Бога на многобожие. И в сложившейся трехярусной системе (верхний мир, средний мир, нижний мир) место верховного бога в шаманской мифологии, особенно у монгольских племен, занял Ульгень. Камы и камлания оказались более долговечными и пережили исчезнувшее тенгрианство, что в 19 веке ввело в заблуждение ученых, выдававших его за шаманизм. С шаманизмом тенгрианство соседствовало, но не сливалось, так как содержание и происхождение их были различными.

Слово для выступлений предоставляется паштыку шорской общественной организации Таштагольского района Марии Идигешевой, паштыку трех поселков Кичи  Юрию Кучукову, председателю женсовета п. Кичи Надежде Ти. Ведущая объявляет о начале службы внутри храма. Перед входом в храм в целях очищения пространства и открытия дороги к нему проводится обряд «Очищение огнем».

После священнослужения в новом храме, проведенном  Александром Тудегешевым, на улице  проводится обряд Благопожелания. Во время проведения обряда Благопожелания участники мероприятия угощают жертвенным мясом Духов Огня, Ветра, Воды и Земли.

Насколько исторически значимым станет это событие, ответит только время. Будем надеяться, что Хозяин Времени и Пути — тюркский Дух  судеб проявит благосклонность к шорскому народу. В одном уверен Александр Тудегешев: смысл сооружения в том, чтобы люди стали светлее, целеустремленнее, чище, чтобы жили в мире и согласии.

Людмила КИРСАНОВА,
фото автора

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: