ВЕЛИКАЯ МУЗЫКА ЭПОХИ ПЕРЕМЕН

В пятницу, 20 января, в школе искусств №68 состоялся фортепианный концерт. Учащиеся продемонстрировали свои таланты и технику исполнения сложных произведений. И звучала музыка редкой красоты.

Если кто-то считает, что на музыкальном отделении школы искусств дети разучивают лишь «Калинку-малинку», он глубоко ошибается. Да, в начале обучения не обходится и без такой простоты, но дальше здесь постигают то, о чём не знает большинство взрослых, а если и знает, то понаслышке. Вот и этот концерт «Русская музыка начала  ХХ века» проходил в рамках учебного процесса, но в программе – произведения А.Н.Скрябина и С.В.Рахманинова. А это более чем серьёзно. Ведёт концерт преподаватель Людмила Анатольевна Севостьянова. Излагает настолько интересно, что лучше просто пересказать её материал, ведь свой рассказ она ведёт со времени, когда начинали творить эти бессмертные гении:

-В конце XIX – начале XX веков в России происходят огромные общественно-политические изменения. На долю одного поколения русских людей выпали испытания и потрясения, изменившие смысл истории, смысл значения человека и культуры… В 1905 г. совершилась первая русская революция, затем мировая война, сразу после неё — две революции: февральская и октябрьская. Эти события ещё осмысливаются, но для современников всё было страшнее и острее, чем для нас, узнающих об этих событиях из истории. Рушился привычный мир, уходила старая Россия… Изменения происходят и в душах людей. Происходящее вызывает невероятное напряжение мысли и чувств во всех областях художественной культуры: в литературе, живописи и музыке. И удивительно: на фоне разрухи и неразберихи происходит невероятный всплеск, подъём и расцвет всего русского искусства… Поэт Анна Ахматова писала в этот период:

Всё расхищено, предано, продано,

Чёрной смерти мелькало крыло,

Всё голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?..

Александр Скрябин

Первым произведением, открывавшим концерт, стала прелюдия соль-минор Александра Николаевича Скрябина. Светлая и лирическая, она как будто иллюстрировала возрождение культуры всей эпохи начала двадцатого века. На рояле это произведение  исполняла учащаяся школы искусств Наталья Смирнова. Передать музыку словами… затруднительно. И жаль, что вас, дорогой читатель, не было в этом зале. Так что при случае поищите в интернете. Надеюсь, понравится. А ведущая продолжает:

-В музыкальном творчестве этот период не получил название «серебряного века», может быть, потому что невозможно было провести строгие временные и стилевые рамки. В начале 20 века одновременно работают три поколения композиторов. Продолжается творческий путь одного из самых выдающихся русских классиков Николая Андреевича Римского-Корсакова… Появляются выдающиеся произведения Глазунова, Лядова, Танеева, которые были его учениками… В тот же период быстро развивается яркое дарование их учеников – Александра Скрябина, Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева. Эти композиторы представляют уже третье поколение в музыке того времени.

… И снова за роялем юный музыкант — это Ирина Иванова, исполняющая прелюдию Скрябина ми-минор. Её музыкальная ткань – чередование красоты и драмы, бунтарства и нежности. Таков композитор Скрябин, и его всегда интересно слушать.

Как отмечает Людмила Анатольевна, Александр Николаевич Скрябин выделялся сложностью творческого облика даже среди современников. Начинавший с классических традиций, он использует новейшие выразительные средства импрессионизма и экспрессионизма.

-В первом своём симфоническом произведении – симфонии ми-мажор — Скрябин наряду с лирическими образами, картинами природы прославляет искусство как всепобеждающую силу, поднимающую человека, — рассказывает Л.А. Севостьянова. – Вторая симфония продолжает линию первой. Но постепенно композитор приходит к музыке, полной ярких активных образов, поднимающей человека на свершение героических подвигов, например, его Третья симфония. Заключительный период творчества Скрябина отмечен созданием симфонической поэмы «Прометей» — Поэма огня»…

Л.А. Севостьянова рассказала и про мечту композитора о синтезе различных искусств: именно в партитуру «Прометея» Скрябин ввёл нотную строчку для ещё не созданного светового инструмента. Это он, окрашивая зал различными цветами, должен был внести в «Поэму огня» новое измерение: музыка становилась не только слышимой, но и видимой.

Кстати, потом, уже в конце двадцатого века, когда в моду войдёт цветомузыка, люди вспомнят о новаторстве великого композитора и даже назовут изобретателем цветомузыкального оформления. И, между прочим, будут неправы: Скрябин изобрёл не оформление, а самостоятельный цветовой язык.

Сергей Рахманинов

Рассказ о композиторе Сергее Васильевиче Рахманинове ведущая начинает с видеозаписи фрагмента его знаменитого Второго концерта для фортепиано с оркестром. Его Рахманинов написал уже будучи всемирно известным. А сколько ему пришлось пережить до этого…

«Октябрьская революция застала Рахманинова за работой по редактированию Первого фортепианного концерта… Многие считали, что переворот в России временный. Рахманинов понимал, что это конец старой России и что ему как артисту ничего другого не остаётся, как покинуть Родину, — цитирует Л.А. Севостьянова «Воспоминания о Рахманинове» С.А. Сатина. – Он воспользовался приглашением выступить с концертом в Стокгольме и выехал в Петербург для оформления разрешения на выезд своей семье. В последних числах 1917 года, около шести часов вечера, с небольшим чемоданом в руках на медленно движущемся трамвае по неосвещённым улицам Москвы Рахманинов добрался до Николаевского вокзала. Моросил дождь, где-то слышались одиночные выстрелы. Было жутко и тоскливо».

…С первых аккордов прелюдии до-диез минор С.В. Рахманинова в исполнении Матвея Чернова мы понимаем, что звучит музыка невероятная, заставляющая переживать, как никакая другая. Это словно крах и созидание, рождение и смерть – словом, гениальная музыка эпохи перемен. А дальше мы услышали Рахманинова ещё и в исполнении великого мастера: ведущая концерта поставила фрагмент видеозаписи концерта Владимира Горовица, которого называли пианистом века. И громовыми аккордами рассыпались целые миры, заново рождаясь в мелодичных переливах. В концерте ещё не раз звучала музыка Сергея Рахманинова: преподаватель Наталья Александровна Фадеева исполнила его «Элегию», учащаяся школы искусств Рита Курячий – фортепианную пьесу «Итальянская полька», а в исполнении Богдана Беляева (вокал) и Натальи Фадеевой (рояль) прозвучал романс «Сон».

Таким был этот школьный концерт. Жаль, что на нём было очень немного зрителей. Но те, кому повезло, не пожалели. А я в свою очередь  постарался, чтобы и вам, дорогие читатели, было интересно.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: