УГОЛЕК, КАК ЗОЛОТО: И БЛЕСТИТ И ЦЕНИТСЯ

В понедельник в редакции газеты «Таштагольский курьер» раздался телефонный звонок, автор которого просила пригласить корреспондента в Таштагольское отделение ООО «Кузбасстопливосбыт» в связи со стихийным митингом, возникшим на его территории. 

ПРОЛОГ

По прибытии на место развития событий взору корреспондента предстала довольно мирная картина, ничем не напоминавшая митинг: несколько машин на территории угольного склада и несколько разрозненных групп людей, переговаривавшихся о чем-то в ожидании решения вопроса с отгрузкой. В присутствии большого скопления заинтересованных лиц руководство организации проверяло качество угля на предмет теплоотдачи, используя свою печь. Однако люди жаловались на то, что уголь очень мелкий и при использовании его в обычных бытовых печах он частично проваливается через колосники. Всем присутствующим предложили дождаться отгрузки рядового угля из другого разреза следующим утром.  Такой вариант устроил людей, собравшихся в этот день.

КАЧЕСТВО УГЛЯ ГАРАНТИРУЕМ

Подробности создавшейся ситуации объяснила корреспонденту директор Таштагольского филиала ООО «Кузбасстопливосбыт» Мария Алексеевна Нагорная:

— К нам приходит рядовой уголь, стандарты на который допускают наличие фракции от 0 до 300 мм. Естественно, уголь всегда разный: мелкой фракции может быть и больше, и меньше, чем крупной, однако это не означает, что он плохой. К тому же часть потребителей просит более мелкий уголь, а часть, наоборот, хочет больше «комочков», здесь у всех предпочтения разные и зависят от отопительной системы в доме. Если говорить о сложившейся ситуации 21 сентября, то следует отметить следующее: начав разгрузку угля утром, мы обратили внимание на то, что уголь мелковатый. О данном факте сообщили в головной офис в Кемерово – нам предложили его проверить. Нас не устроило, что уголь долго разгорается. В этот же день в спешном порядке к нам из Кемерова выехал специалист, отвечающий за поставку угля.  Было принято решение: отгрузку приостановить до конца проверки.  Ведь если я отдам весь уголь, мне нечего будет показывать и проверять. Так же выяснилось, что уголь горит, но он мелкий. Все, кого такой уголь устраивал, дописывали на квитанции, что никаких претензий к качеству не имеют, и забирали его.

— Выходит, что возмущение людей, собравшихся в гортопе, было связано с тем, что вы не отгружаете уголь?

— Да! Но мы стараемся создать максимально комфортные условия для оказания услуг. Дело в том, что с 31 июля 2015г. изменились нормы отпуска льготного угля в сторону уменьшения. Некоторые жители справки взяли до этой даты, и они не согласны с тем, что мы в соответствии с новыми нормами уменьшаем максимально допустимый вес выписки льготного угля. Сейчас норма 100 кг (было 140 кг) рядового угля на кв.м. отапливаемого помещения, но не более 9,6 тонн и 86 кг (было 110 кг) сортового угля на кв.м. отапливаемого помещения, но не более 8 тонн. И мы по старой норме отдать никак не можем. Мы продаем дотационный уголь и, если мы превысим норму отпуска, нам никто эту разницу не вернет. Если люди согласны с уменьшением нормы, мы уголь отпускаем, если нет, то приходится отправлять их в администрацию, чтобы они поменяли справку в соответствии с новой нормой отпуска льготного угля и убедились в правомерности наших действий. Причем в случаях, когда необходимо взять новую справку по причине каких-то неточностей и ошибок, мы стараемся помочь людям, и если есть возможность, решить подобные проблемы по телефону, лишний раз не заставляя людей (зачастую пожилого возраста) ходить в администрацию.

«ЛЕВЫЕ» И «ПРАВЫЕ»

Несколько месяцев назад в редакцию были звонки с просьбой разъяснить: почему не разрешают использовать свой личный или наемный транспорт для перевозки угля, а предлагают организованную гортопом услугу по доставке и включают ее в общую стоимость. Воспользовавшись создавшимся случаем, задаю попутно и этот вопрос.

Дмитрий Михайлович Потапов, индивидуальный предприниматель, занимающийся перевозкой угля по договору с ООО «Кузбасстопливосбыт», сначала объясняет причины ажиотажа с углем:

— Дело в том, что две с лишним недели не было поставок угля, в связи с тем, что якобы не было вагонов в области. И пошел весь уголь сейчас, поэтому наплыв народа очень большой. Четыре вагона меньше чем за два с половиной часа отгружаем, а угля всем не хватает.

— Вы занимаетесь доставкой угля населению? По какой цене?

— По прайс-листу, утвержденному администрацией Таштагольского района. Бесплатно возим ветеранам войны – им уже всем завезли уголь.

— Значит, если я приезжаю за углем на «своем» транспорте, мне его не погрузят?

— Почему? Вот видите: стоит личный транспорт – они приехали за углем.

— Нас, таких как я, семь человек. Мы платим налоги. А еще двадцать человек «рубят» деньги без оплаты налогов. Они все выписывают пропуск на свои машины и также занимаются перевозкой. На доставке нас было 10 человек, но глядя на других, которые налоги не платят, они просто закрыли ИП и также стали работать неофициально, без налогов. Администрация района (зам. главы Петр Остроухов) нам пообещала еще в июле, что нелегалов здесь не будет. Когда большой наплыв народа, как сейчас, у нас цена доставки по Старому городу одна тысяча, а у них – 1200 рублей.

Рассказывая это, Дмитрий Михайлович подводит меня к кассе, рядом с которой висит прайс-лист на перевозки. И я убеждаюсь, глядя в прайс-лист: по городу, включая Бахаревку и станцию Кондома, стоимость перевозки – 1 тыс. рублей.  Полторы тысячи рублей стоит перевозка до Второго участка, две – до Шалыма, две с половиной – до Шерегеша.

И до конца проясняет картину оплаты перевозок объяснение директора Таштагольского филиала ООО «Кузбасстопливосбыт» М.А. Нагорной:

— Мы сейчас сделали пропускную систему: все машины, которые работают не на гортоп, приезжая за углем, получают пропуски. На данный момент завели специальную тетрадь учета выдачи пропусков. Есть пропуски установленного образца. Есть Положение с правилами поведения на территории угольного склада для посторонних водителей.

— Другими словами: я нашла для перевозки угля своего знакомого с машиной, плачу ему 500 рублей — он мне уголь привозит?

— Конечно, если он получил пропуск. Никто не запрещает вывозить уголь на своих машинах. Одно из условий – должна быть плащ-палатка, чтобы уголь укрыть и избежать его просыпания на проезжую часть дорог. Также есть закон, согласно которому юридические лица, которые осуществляют погрузку, несут ответственность за грузоподъемность: если мы загрузим больше, чем допускает автомобиль, нас могут оштрафовать. Причем, для юрлиц это более 100 тысяч рублей. Поэтому мы просим частных перевозчиков предоставлять нам свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором есть информация о массе самого автомобиля и разрешенной массе груза. Например, если допустимая масса с грузом составляет 22 000 килограммов, а масса самого автомобиля 10 000 кг, мы находим допустимую массу для его загрузки (12 т.). Мы ввели пропускную систему именно для того, чтобы это контролировать. Для своего кладовщика я должна сделать пометку: сколько можно загрузить в машину, ведь люди приезжают и на тракторах, и на ГАЗах. Одному 3 600 разрешено, а другому — 4 090. Разная грузоподъемность. Идет проверка документов, водитель расписывается, что он ознакомлен и несет материальную ответственность. Пропускная система была просто необходима. Заведена пронумерованная тетрадь, в ней указаны все машины, на которые выдавали пропуски. На сегодняшний день уже выписано более 850 пропусков.

Не так давно была неприятная ситуация, когда один из частников сломал весы и остался безнаказанным. Их ремонт обойдется в крупную сумму. А при пропускной системе все водители знают, что несут материальную ответственность. Также они ознакомлены и с другими правилами, например, с запретом курить на территории склада.

ВЫБОР ЗА КЛИЕНТОМ

Администрация Таштагольского района ведет активную работу по пресечению незаконного предпринимательства, в том числе, грузоперевозок. Водителям, которые занимались грузоперевозками нелегально, было поставлено условие: оформить официально ИП. Часть водителей оформила необходимые документы, платит налоги. Они заключили с ООО «Кузбасстопливосбыт» агентский договор, согласно которому выполняют доставку угля.

Евгений Николаевич Нагорный, завскладом Таштагольского филиала ООО «Кузбасстопливосбыт» разъясняет:

— Часть водителей решила, что платить налоги не будет, и занимается перевозками нелегально, периодически устраивая нам различного рода скандальные ситуации. Доходило до того, что приезжают люди за углем, а они бросаются к ним и начинают всячески убеждать увезти с ними, при этом не скупясь на «комплименты» в адрес официальных перевозчиков. А позже выставляют это все таким образом, будто мы навязываем всем свою доставку и постоянно жалуются в администрацию и прочие инстанции по этому поводу. Еще одним большим плюсом в официальной доставке угля будет гарантия его привоза покупателю согласно очередности. Т.е., оплатив доставку, человеку больше не нужно стоять и ждать машину, он может идти домой или по каким-то другим своим делам. Когда подойдет его очередь, с ним свяжутся по телефону, уточнят дома он или нет, чтобы принять машину и показать, куда высыпать уголь. Удобно? Я считаю, что очень.

Так же очень важно сказать про различные жалобы на качество или недогруз угля. В случае доставки угля «своим» транспортом – частными водителями – нередко получается, что возникает жалоба на недогруз. В этой ситуации мы не можем гарантировать, что частник не отсыпал часть угля по дороге. Своим водителям мы доверяем, потому что они работники нашей компании, подписывают ряд документов и несут полную ответственность за это. За сторонних водителей гарантию давать мы не можем. Мы также ввели такую форму как рукописная доверенность на получение угля: в ситуации, когда люди сами не приезжают за углем, а отдают документы водителю, они обязаны написать доверенность водителю на получение угля. В этом случае мы хотим предупредить возможные в дальнейшем претензии от покупателей. Водитель присутствует при отгрузке и смотрит, сколько угля ему загружают.

УГОЛЬ ДЛЯ МАРИИ

Среди собравшихся в тот день клиентов гортопа обратила на себя внимание женщина, возмущенная тем, что приходит туда безрезультатно уже третий день подряд. По этому случаю тоже разобрались и благополучно решили вопрос.

—  К сожалению, Мария Михайловна М. обратилась к нам в выходные дни, – рассказала об этой ситуации директор М.А. Нагорная. — Да, действительно, на выходных мы возили уголь для управления образования. У них всего одна машина, и она не успевала возить такой большой объем угля. Отдел образования выразил беспокойство по этому поводу, и руководство разрешило отпустить уголь в выходные дни. Мария Михайловна видела, что возят уголь, и пришла к нам. Но на угольном складе работал только завскладом, кассиров в выходные дни нет, и поэтому выписать и отвезти уголь ей не смогли. Мы можем, конечно, возить и в выходные, если уголь и перевозка уже заранее оплачены в один из рабочих дней. Всегда идем навстречу людям. Но в данном случае Марии Михайловне помочь ничем не смогли.

Ее вопрос был благополучно разрешен в понедельник. Для этого отвезли Марию Михайловну в соцзащиту, где она написала заявление на возврат (монетизацию) — ей вернут деньги за уголь. Завскладом Евгений Николаевич Нагорный лично занимался этим вопросом. В итоге уголь ей привезли, человек остался доволен.

ВСЕГДА МОЖНО НАЙТИ ВАРИАНТЫ

Площадь склада ограничена, и на нем невозможно хранить очень большой объем угля. При планировании поставки угля в Таштагол берется аналогичный период за прошлый год: учитывается, сколько тонн отгрузили населению. С небольшим плюсом дается план на текущий год. Поставка должна быть равномерной. Например, в июле все было спокойно – угля хватало всем. Однако в этом месяце людям понадобилось угля больше – потребность выросла. Всем срочно захотелось заготовить весь уголь на зиму. Начался ажиотаж —  угля нет. Ринулись все скопом, и угля всем не досталось.

Как пояснил Евгений Николаевич Нагорный, завскладом Таштагольского филиала ООО «Кузбасстопливосбыт»:

— В условиях ажиотажа очень сложно объяснить людям, почему утром по телефону мы сообщили о том, что уголь есть, а когда они пришли после обеда, его не оказалось. 400 тонн угля забирали буквально за пару часов, вот с такой ситуацией мы сталкивались практически на протяжении всего месяца.

На данный момент уже пришли 48 вагонов рядового угля из Белово. Отгрузка идет в обычном режиме, ажиотажа больше нет.

— А если человек хочет купить уголь без справки?

— Никаких затруднений с этим нет. Мы как коммерческая организация продаем уголь без справок из администрации, они нужны исключительно для выписки дотационного угля. Для этого нужно предоставить паспорт и заплатить деньги. 1870 рублей стоит тонна рядового угля (стоимость дотационного 818 рублей), 2279 рублей – сортового (1284 рубля стоит дотационный).

— Если вместе с углем попался большой кусок породы, что делать?

— В заказе-квитанции написано, что в течение 14 дней после привоза клиент имеет возможность пожаловаться на ненадлежащее качество. Но нужно соблюдать условия, которые прописаны там же, например, не надо загружать уголь в углярку. Чтобы у нас была возможность приехать и загрузить его в машину, чтобы заменить его на другой уголь. Были случаи, когда люди специально подкидывают породу и прочий мусор. А был случай в Мундыбаше: выносит хозяин нам ведро угля – уголь мелкий. А соседка нас просветила: «Так он его специально просеивает!  В одной углярке мелкий уголь собрал, а в другой – камушки».

Из-за отсутствия денежных средств или при каких-то других проблемах люди вместо обращения за помощью к нам или в администрацию предпочитают жаловаться. Вот, к примеру, уменьшили норму до 5 тонн. Их хватает человеку до марта. И она начинает убеждать всех, что в машине не 5 тонн. Но уголь взвешивается!  Можно уже с начала нового года взять справку на следующий год. Некоторые договариваются с соседями, у которых уголь, наоборот, остается. Ведь кто-то не забирает всю норму угля и может поделиться.

Люди почему-то привыкли не обращаться за помощью, а сразу идти жаловаться. Но ведь всегда можно найти варианты решения проблемы на месте.

Людмила КИРСАНОВА,
фото Кирилла САЗАНОВА

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: