ТВОРИТЬ И ДУМАТЬ ПО ПРОЕКТУ

Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций

В социально-реабилитационном центре прошёл очередной семинар по теме «Проектная деятельность как средство развития  творческих и интеллектуальных способностей несовершеннолетних», инициатором и куратором которого стала Елена Викторовна Юркова, заведующая отделением с дневным пребыванием детей. 

Проектная деятельность ориентирована на достижение целей самими детьми и поэтому уникальна, т.к. формирует большое количество умений и навыков. Здесь имеет место сочетание интересов и целей детей и взрослых, что определяет эффективность реабилитационного процесса. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.

Третьего ноября в отделении дневного пребывания на Поспелова, 7  было шумно: съехались гости со всех подразделений нашего центра. Всем предстояло увидеть результаты работы сразу четырёх групп детей и взрослых над четырьмя совершенно разными проектами, а учитывая, что подобная работа проводится впервые, было особенно интересно. Среди взрослых и детей царило приподнятое настроение,  каждая группа оформила своё помещение,  выбрала свой цвет.  Все  заключительные занятия на семинаре начались одновременно, двери  всех кабинетов гостеприимно распахнуты,  в каждом кабинете вместе с детьми работают 3-4 взрослых из числа приглашённых, остальные переходят из кабинета в кабинет,  наблюдая за интегрированными занятиями.

А с чего всё начиналось? В сентябре  все группы приступили к работе над разными проектами.  Воспитатели решили попытаться совместить  обычную работу с детьми  с проектной деятельностью, тем самым  делая результаты более наглядными и интересными для  детей. Всё можно было сделать только в том случае, если  воспитатели увлеклись этой идеей, «заболели» ею.

Наши  ребята – это ученики  городских школ. Темы проектов  воспитатели выбрали сами и постарались заинтересовать своих  воспитанников.

«Летящие по волнам» — над таким проектом, посвящённым году литературы в России, работала группа  «Ритм»  во главе с воспитателем О.В.Матвеевой.  Все знают, дети в наше время мало читают,  тем важнее  научить их любить книгу,  сделать чтение интересным и необходимым. В процессе работы над проектом дети вместе с воспитателем  знакомились с биографиями детских писателей,  узнавали такие факты из их биографий, которые  делали из  просто имени на обложке книги человека.  Большую помощь оказывали работники детской библиотеки, за что им большое спасибо. В центре создавались  мини-выставки книг и детских рисунков, проводились викторины и анкетирование.  Надо сказать,  что Оксана Васильевна  везде была вместе с ребятами. Итогом работы стала выставка детских рисунков  «Летящие по волнам»,  экскурсоводами по этой выставке были Данил Ланкоп,  Влада Лутова и Карина Платонова.

Следующий проект — интегрированный, группа «Созвездие» под руководством воспитателя  Н.П.Поткиной и инструктора по физической культуре  Л.И. Гуцол работали над проектом  «Секрет  здоровья».  Здоровое питание, здоровый  отдых,  здоровые движения – всё о здоровье.  Во время работы над проектом ребята занимались исследовательской деятельностью,  самостоятельно создавали буклеты о здоровье.  Эти буклеты удивляют непосредственностью  и позитивным настроением.  И дети,  и взрослые были заинтересованы не только и не столько результатом – все были увлечены процессом работы, совместным поиском  информации по проблеме. С  Лидией Ивановной  все участники проекта выполняли  задания по координации движения, это вызвало улыбки на лицах  детей и взрослых.  Итог работы – детские буклеты, стенгазеты  и знания, которые обязательно пригодятся в будущем.

Ещё один проект «Удивительное под ногами»  рассказывает о камнях. Ребята из группы «Рябинка» целый месяц собирали разные камушки,  добывали информацию о них,  готовили рассказ о каждом.  Была создана выставка разнообразных камней от сталактитов до  самоцветов, и о каждом экспонате рассказали гостям  маленькие исследователи. Первоклассники впервые услышали сказы Бажова, которые им читала  воспитатель  Елена Владимировна Тудегешева, впервые встретились с Хозяйкой Медной горы.  Над этим проектом вместе с детьми  работали двое взрослых:  воспитатель  Тудегешева Е.В. и инструктор по труду Т.А. Москаленко. Взрослые вместе с малышами получили звание Мастеров и занялись росписью по камню.                 Из-под детских кисточек  выходили очаровательные бабочки,  шаловливые жучки, рыбки и ёжики. Было очень приятно наблюдать за увлечённо работающими товарищами, именно товарищами, а не воспитанниками и воспитателями. Здесь итогом работы стало множество красивых художественно расписанных камушков, которые весной украсят  нашу  клумбу.

Проект «Могучий  русский»  посвящён  нашему родному языку.  Это был информационно-познавательный  проект,  работали над ним социальный педагог  С.Н.Розенфельд, логопед  Н.Л.Розенфельд и старшая группа «Лидер». Конечно, научить подростков  грамотно писать за два – три месяца реабилитации невозможно,  но пробудить интерес к языку, к его тайнам попытались во время работы над проектом. Ребята часто удивлялись во время занятий, они  не ожидали, что  в хорошо знакомом русском языке  есть так много нового и интересного. Работа над проектом объединила  группу, подростки научились работать все вместе, слышать друг друга, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость  в случае удачного ответа, одобрение взрослых – создавали у них  уверенность в своих силах, побуждали к активному поиску нового.  На итоговом занятии ребята на воздушных шарах писали  выбранные ими правила русского языка и, выйдя на улицу, дарили эти шары жителям города с пожеланиями  писать грамотно.

Хотелось бы высказать  признательность, восхищение  коллегами по работе.  Мы все всегда были вместе, помогали друг другу, не скрывали находки и просили помощи при затруднениях. Очевидно, что настроение педагогов передавалось  детям,  и им тоже нравилась общая работа. Конечно,  мы в центре все разные, но цели и идеи у нас общие – сделать наших воспитанников чуть-чуть  счастливее, умнее, дать им возможность испытать радость победы и научить бороться с трудностями.

В журнале отзывов были оставлены записи: «Участвовали в работе проекта «Удивительное под ногами». Находились в состоянии гордости и восторга. Дети владеют знаниями и умениями великолепно, педагоги мудры и уверенны в себе». Педагог-психолог СРЦ Т.В. Пьянкова.

«Выражаю огромную благодарность всем педагогам центра за воспитание и внимание к моей дочери». Мама Кати Б.

Коллектив социально-реабилитационного центра
для несовершеннолетних

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: