ТЕХНОПАРК ЕДЕТ В ГОСТИ

Увлекательное знакомство школьников с электроникой и робототехникой состоялось в школе №15 посёлка Мундыбаш, куда привезли новинки своего технопарка ученики и преподаватели таштагольской школы №9.

По жанру и сценарию это был квест, названный организаторами «IT — Академия», а по сути — часть познавательного проекта популяризации науки и техники, заложенного в работу школьного технопарка девятой школы, с которым мы наших читателей уже знакомили. В школе №15 работали 8 так называемых станций — тематических кабинетов. По условиям квеста, 8 команд:  5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 7б, 8 и 9 классов — получали маршрутные листы и, проходя станции, выполняли там специальные задания. В фойе первого этажа был роботрек (вождение роботов), в актовом зале проходила презентация «Роботы в современном мире», далее по разным  кабинетам работали станции: «Занимательная схемотехника», «Знаток электроники», игра «Инженеры будущего», программирование роботов, «Робот-чертёжник» и презентация роботов и образовательных наборов (конструкторов).

Всё, что дети здесь буквально потрогали руками, они до этого могли разве что увидеть по ТВ или в интернете. А привезли им эту радость восемь парней из школы №9 и четверо их учителей: преподаватель физики Наталья Тимофеевна Лысенко, преподаватель географии Валентина Петровна Татаркина, преподаватели информатики Раиса Ивановна Литвиненко и  Елена Ивановна Каширина.  Надо сказать, что акцию участники технопарка проводили не одни — им в помощь прибыли из Новокузнецка давние друзья и партнёры, волонтёры проекта «Твой курс IT для молодёжи» от компании «Майкрософт» во главе с руководителем Светланой Владимировной Лебедевой.

Она-то и рассказала мундыбашским школьникам массу интересного, ведь её презентация о роботах в современном мире была и рассказом о мире современном так таковом.

-Почти 100 лет назад, в 1920 г. чешским писателем Карлом Чапеком придумано это слово «робот», хотя никаких роботов тогда ещё не было. Сейчас роботы есть нескольких видов: промышленные, бытовые, для обеспечения безопасности, медицинские, боевые (о них мне хочется говорить меньше всего), есть роботы-исследователи и роботы игрушки, — так начала свой рассказ С.В. Лебедева, подробно рассказывая об этих удивительных машинах. По её мнению, например, бытовые роботы очень скоро станут недорогими и доступными — как сотовые телефоны, бывшие не так давно лишь привилегией очень богатых людей. Она даже сама приобрела робота-мойщика окон, и он прекрасно работает…

Рассказывала Светлана Владимировна и системах дополненной реальности (это когда к изображению на экране автоматически добавляется некая информация об объекте) и пространствах виртуальной реальности. Всё это уже есть, этому учатся и этим пользуются. Так что будущее не за горами, вот и на футболках её волонтёров красуется надпись: «Я — специалист будущего!». У таштагольцев из технопарка на спине была надпись не менее солидная — «Инженерная школа», и это уже не будущее, а настоящее.

 «Иду направо, иду налево»… 

15 минут на каждую станцию, а на ней максимум 15 баллов за отлично выполненное задание, и… далее по маршруту. Это было соревнование на ум и сообразительность. На первом этаже прямо на полу расстелены три полотнища с нарисованными лабиринтами, надписями «Старт» и «Финиш». Здесь идут соревнования по роботреку — вождению роботов. Игрушки эти радиоуправляемые, в руках участников — пульты, а их подопечные чётко выполняют команды, двигаясь по маршруту, комментируя металлическим голосом: «Направо»… «налево»… «прямо»… — нам бы в детстве такие игрушки. Диме Кулачихину из 7а школы №9 роль инструктора явно по душе:

-Я должен смотреть, как они управляют роботами. Им, я вижу, интересно. Сам в таком  мероприятии первый раз участвую…

-Очень интересно. У меня дома есть машинка на радиоуправлении, — говорит Максим Стариков из 5а школы №15 и тут же советует своему однокласснику:  «Налево иди, ещё налево…»

-Ребята неплохо справляются, четверо всю дистанцию уже прошли, — комментирует  тренер ресурсного проектного центра «Твой курс IT для молодёжи» Елена Сергеевна Нехорошева. — Тут главное, чтобы они поняли алгоритм управления:  как по информатике, запоминаешь команды… Да, для нас это   детские игрушки, но это надо, чтобы заинтересовать ребят, как мы это делаем в детском лагере.

На языке машины

Необычное задание получали ребята на станции «Робот-чертёжник»: им пришлось самим выступить в роли машины. На столе перед каждым — лист в клеточку, а сверху — программа в виде символов: 3→ 5↓  1→ 3↑… и так далее. А всё просто: надо прочертить линию на три клеточки вправо, на пять вниз, на одну прямо, на три вверх… Заданий несколько, и в результате выходят разные зверушки. Это азы информатики, с неё начинается знакомство с миром цифровой техники.

И окунуться в него ребята могли на станции программирования роботов. Машин было пять — это небольшие роботы, заранее собранные из конструктора «Lego Mindstorms». Теперь их надо было научить ходить, а точнее, ехать (робот колёсный) и останавливаться перед препятствием. Робот подключают к ноутбуку, запускают нужное меню и… программируют.  Помогает им Артём Марченко из 8г школы №9. А знакомит с устройством робота преподаватель информатики Елена Ивановна Каширина.

-Где на нём программный блок — все видите? Кроме него есть датчики: датчик цвета различает семь разных цветов, есть датчик касания, инфракрасный датчик, есть моторы, которые приводят робота в движение… Мы с вами сейчас будем вести разговор о его программной среде. Будем создавать робота, который обнаруживает препятствие. Это среда обучающая, для учеников. Она позволяет сначала создать робота, а потом его программировать. И первое, что нам предлагается сделать, — это заставить робота двигаться…

Обычно на создание программы должно бы уходить несколько дней, а то и месяцев, но здесь она, видимо, уже написана и переведена в виде управляющих блоков — цветных символов с надписями и стрелками. Так что остаётся выставить их на панели управления и активировать. В команде 7б первыми с этой задачей справляются Рита и Карина, их робот действительно движется и замирает, уткнувшись в ногу инструктора. Оказывается, девушки ввели слишком малое показание дальномера. Но это не беда, дело поправимое.

Главное — работает

На двух разных станциях — «Занимательная схемотехника» и «Знаток электроники» — школьники учились основам радиоэлектроники, которая, как известно, основа и кибернетики, и робототехники. Ребятам предлагалось собрать простые схемы из элементов отечественных радиоконструкторов «Микроник» и «Знаток электроники».

-Слово «схемотехника» звучит страшно и непонятно, но на самом деле обучаться сборке электронных схем с помощью такого конструктора как «Микроник», оказывается, можно легко и просто, — обещает преподаватель информатики школы №9 Раиса Ивановна Литвиненко. — Вы можете собрать 20 различных электронных устройств, которые работают от батареек.

…Учитель подробно рассказывает о новом конструкторе. Элементы в нём разные — от выключателей до микросхем. Главная особенность «Микроника» в том, что для работы с ним не нужны никакие инструменты. Макетная плата имеет специальные проводники с отверстиями, в которые легко вставляются ножки радиодеталей и концы проводов, — так юный радиолюбитель собирает схему. Сейчас у ребят задание: собрать цепь из батареек, резистора и светодиода. Но чтобы  он светился, его надо подключить в нужной полярности. А ведь многие ребята ещё и понятия не имеют об электротехнике — не проходили. Вот и для 5а до занятий по физике ещё 2 года.

И ведь получается. Екатерина Сергутина и Екатерина Соколова работают старательно. Им ужасно интересно, поэтому всё удаётся, их схема заработала самой первой. Затем задание усложняют: запитать от батареек надо уже три светодиода. И двое парней — Александр Рябицкий и Сергей Ющенко — собирают схему быстрее всех.

На следующей станции преподаватель физики школы №9 Наталья Тимофеевна Лысенко знакомит школьников с радиоконструктором «Знаток электроники». Здесь всё куда серьёзнее: можно собирать настоящие автоматические устройства. Зато принцип сборки ещё проще: все соединения — на таких же кнопках, как у одежды.

-Сегодня мы соберём уличный фонарь, который управляется светом, то есть, будет гореть, когда темно, и гаснуть, когда светло, — рассказывает Н.Т. Лысенко.- У каждого на столе есть электрическая схема. На вашем рабочем поле вы будете закреплять элементы, следуя строго по инструкции. Расположите рабочее поле так же, как картинку, для удобства все элементы пронумерованы…

И школьники  справляются с заданием: «фонарь» горит, если фотоэлемент закрыть от света. За какие-то 15 минут на столе появляется маленькое техническое чудо.

P.S. В «IT — Академии» было ещё много интересного. По описаниям школьники определяли различные технические устройства от металлоискателя до радиолокатора, знакомились с профессиями недалёкого будущего, такими, к примеру, как адвокат по робоэтике, дизайнер человеческого тела или генетический консультант. А по итогам квеста призёры получили символические, но памятные награды.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора

 

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: