ПУШКИН В ЖИЗНИ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»

В новогодние праздники кемеровский режиссер, заслуженный артист РФ Юрий Тимофеевич Темирбаев представил таштагольцам свой новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» (История несостоявшегося подвига).  Автор пьесы-монолога — израильский драматург  Михаил Хейфец. 

  На подмостках театра «Ракурс» демонстрировать свой талант Ю.Т. Темирбаеву не в новинку. Таштагольцы помнят его прекрасный спектакль «Наташина мечта», который  помогает юному зрителю задуматься над выбором средств для достижения своей мечты. Пьеса «Спасти камер-юнкера Пушкина» тоже весьма поучительна. Российского зрителя, привыкшего в большей степени думать стереотипами,  она цепляет первой фразой: «Пушкина я возненавидел еще в детстве…». Зерно нелюбви к великому поэту посеяла в сознании главного героя воспитательница детского сада. Много ли мог знать 5-летний ребёнок о литературных заслугах  Александра Сергеевича? Конечно, нет! Поэтому, когда читали сказку, рассказанную Ариной Родионовной, он её не слушал.

— Питунин! Тебе что, не интересно? — Мне хоть и пять лет было, но уже понимал, что вопрос с подвохом. Сижу, молчу.  А воспиталка не унимается:

— Питунин! Ты что, Пушкина не любишь?

Мне бы опять промолчать. А я возьми да и ляпни:

— Не люблю.

В наказание его поставили в угол и не позволили играть в единственный на весь детский сад игрушечный подъемный кран. Ненависть к Пушкину добавили учителя в школе.

— А мама говорит: «Ты будешь учиться в 69-й школе имени Александра Сергеевича Пушкина. Бывшем Царскосельском лицее».

Приехали.  Я-то думал с Пушкиным покончено. Что он навсегда остался там, в детском саду. А он — вот он. В мой рост. И здесь за мной увязался.

Понимание гениальности великого поэта появляется у героя, когда в его душе зарождаются первые чувства любви. Вот здесь-то никто ему не ставит в обязанность учить  Пушкина, стихи каким-то образом всплыли в памяти сами.

— Головой только так мотнул. Мол, чего не сделаешь ради Пушкина… и чувствую:  момент пришел. Ну не зря же я любовную лирику долбил.
Ну и выдал:

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей,

 – и так далее, до самой «святыни красоты». Отбарабанил без единой запинки. Слышала бы меня училка! Прослезилась бы. Падла! Хотя стихи и не по программе.  Может, и не по программе, но в точку. Поплыла моя Лера.

С этого момента Пушкин начинает герою помогать и наполнять жизнь троечника, а затем  «маленького человека» смыслом.  На протяжении пьесы Питунин сначала  со своей Музой, а затем уже один рассуждает и задаёт себе вопросы о том, можно ли было предотвратить дуэль? Почему Пушкин, помня предсказание гадалки, что он умрёт от руки белого человека на белом коне, соглашается на дуэль? Почему, уже будучи раненым, истекающим кровью, он целые 2 минуты целится в Дантеса? Почему? Что же в глазах великого поэта было так ненавистно в его противнике? Он попал, но не убил – пуговица помешала? Снова вопрос – почему?

По мнению Юрия Тимофеевича Темирбаева, в биографии Александра Сергеевича много мистического:

— Я могу с уверенностью сказать, что Пушкин родился раньше времени, он даже человек не нашего времени – будущего. Мне приходилось играть в «Маленьких трагедиях», «Борисе Годунове» — это произведения, суть которых возможно смогут понять только наши потомки.

После спектакля зрители благодарили Ю.Т. Темирбаева за его актёрскую и режиссёрскую работу. На сцене вместо декораций — графические работы, иллюстрирующие ключевые моменты жизни Александра Сергеевича, и среди них одна, нарисованная и подаренная Лерой — «Питунин спасает камер-юнкера Пушкина». Автор пьесы Михаил Хейфец с помощью своего героя пытается спасти литературное наследие Пушкина от обыденности, заученности. Необходимо научиться понимать его.

Светлана Григорьева

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: