ПРОГРЕСС… ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?

Современное развитие мира происходит в геометрической прогрессии. Но становится ли от этого развитым каждый отдельный человек?

В середине 90-х на мир обрушилось небывалое количество информации, и человечество вынужденно пошло по пути упрощения её восприятия. Именно поэтому в  современном мире вся подача информации, будь то фильмы или сериалы, телевизионные новости или реклама, построены на клиповой системе. В переводе с английского слово «clip» означает «фрагмент». Фрагмент текста, газетная вырезка, отрывок фильма.

Выросло  уже целое поколение детей, которое даже сетевой сленг заменяет стикерами — картинками, выражающими эмоцию. На смену  бумажным письмам пришли мессенджеры, сообщения в которых становятся всё короче. Для общения в мессенджерах и чатах не нужны умные развернутые фразы. А если вдруг понадобится написать длинный текст, то для этого есть Word, который подчеркнет все ошибки и подскажет правильный вариант.

И как ни странно это прозвучит, техногенное развитие цивилизации медленно, но верно приводит к деградации общества. Дети, воспитанные клиповой средой, мало читают, не понимают смысла прочитанного, не могут строить сложные речевые конструкции, даже общение со сверстниками сводят к минимуму междометий и тех самых стикеров. Их мышление приобретает линейный, неструктурированный характер. Как  следствие — они не могут поддерживать серьёзный диалог, аргументированно отстоять свою точку зрения, даже написать школьное сочинение для них становится непосильной задачей. Может,  поэтому работа над сочинением у современных школьников строится по шаблону:  расписывается количество слов, предложений, даются речевые клише для каждой части сочинения. Остаётся только заполнить оставшуюся часть заранее утверждённой формы своим заученным содержанием.

Некоторые серьезные лингвисты считают, что именно введение ЕГЭ стало причиной катастрофического падения грамотности среди молодого поколения. Ведь сама форма ОГЭ и ЕГЭ позволяет не очень грамотным ученикам набирать на экзаменах больше 70 баллов только простым натаскиванием. Зачем же тогда учить все эти языковые правила и мучить себя упражнениями? Может, поэтому дети разучились писать грамотно, как жалуются родители и учителя?

Об этом наш разговор с Людмилой Семёновной Котенёвой, в прошлом учителем русского языка и литературы. Свою трудовую деятельность она начала ещё в семидесятых годах XX столетия,  и ей есть с чем сравнить современное положение дел.

— Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому языку за несколько месяцев? Но при этом быть, мягко говоря, не совсем грамотным. По интернету несколько лет назад гуляла информация об «инопланетянах», поступивших на журфак МГУ с отличными баллами ЕГЭ по русскому языку и при этом не справившихся с установочным диктантом на первом курсе. Вы тоже думаете, что уровень грамотности катастрофически падает?

-Падает. И речь не только об орфографии и пунктуации, а об умении излагать свои мысли устно и письменно. Учеников заставляют писать сочинение, но им абсолютно не о чем сказать, потому что они мало читают. А если читают, то не все и не всегда понимают прочитанное, так как не знают историю. Не могут ребята записывать мысли на бумаге, тем более соблюдая орфографические и стилистические нормы. С трудом вникают в смысл текста, если это не подпись к картинке в презентации. Если мы говорим о грамотности как о совокупности всех этих элементов, то ситуация близка к катастрофической.

А вот к ЕГЭ по русскому языку можно спокойно подготовиться за год. А если очень надо, то за два-три месяца. И совершенно безграмотный ученик получит балл выше среднего. Просто поймёт, как правильно заполнять тест. И как в этой ситуации кому-то объяснить, что нужно формировать навык грамотного письма? Зачем? Это нигде не спросят: ни на экзамене, ни в вузе, ни на работе. Уже сейчас в школах начинает работать поколение ЕГЭ. Те, кто его сдавал, окончили педвузы и стали учителями. Некоторые из них искренне считают, что тест — лучшая проверка знаний. Но если сравнивать с обучением в советское время, то дети были на порядок грамотнее.

— Врожденная грамотность существует или этот навык можно развить у любого?

— Есть одарённые дети, которые любую информацию схватывают на лету. Если добавить  к этим способностям правильную мотивацию, то успех обеспечен. Врожденную грамотность объясняют тем, что ребёнок в возрасте до 8 лет много читает по слогам, проговаривает слова, так у него формируется навык орфографического чтения. Если этот навык развивать, человек будет писать грамотно.

Американцы провели эксперимент. Они попробовали учить детей не писать ручкой, а сразу печатать на клавиатуре. В итоге экспериментальный класс показал по всем предметам низкие результаты. Оказалось, когда дети только набирают текст, мозг работает по-другому, и значительная часть информации даже на устных предметах просто не усваивается.

— К сожалению, грамотность как ценность девальвируется. Особенно среди чиновников, которые считают, что они не обязаны быть грамотными – достаточно того, что они хорошо справляются со своими обязанностями. Даже дикторы и телеведущие, бывшие в советское время эталоном грамотности,  в наши дни стали повсеместно допускать речевые ошибки.  Так нужна ли она, грамотность? Word же всё поправит, интернет подскажет, даже в поисковой строке ничего не нужно вбивать, достаточно просто сказать…

— Когда говорят о человеке будущего, то больше ценится умение эффективно работать в команде, о его компетенциях, о грамотности вообще молчат. Для понимания внутри команды грамотное письмо не нужно. За что ни возьмись — сама по себе грамотность в будущем вроде бы не нужна. Но если мы от неё откажемся, то сразу всё остальное начнёт рушиться: замедлятся мышление, понимание прочитанного, скорость коммуникации. В итоге люди будущего не смогут эффективно работать и над проектами в командах.

— Что с этим делать? Как побороть привычку мыслить короткими образами, как заставить свой мозг развиваться вопреки окружающей нас атмосфере, состоящей из разрозненных фактов и осколков пустой информации?

— Читать художественную и философскую литературу! Специалисты советуют читать классиков. Их произведения тренируют умение анализировать. В отличие от телевидения, где восприятием зрителя управляют, при чтении художественной литературы человек создаёт образы самостоятельно. Клиповое мышление — это приспособление  нашего мозга к современной культуре и образу жизни, и будем мы бороться с ним или же покорно поплывём по течению — каждый решает сам.

Людмила КИРСАНОВА

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: