ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ИННОВАЦИИ – ОРИЕНТИР ПЕДАГОГА

Пожалуй, немного найдется профессий в мире, к которым предъявляются такие строгие, можно сказать, даже жесткие требования как к профессиям педагога и врача. И ни в какой сфере деятельности не проводится столько реформ и не внедряется столько модных на сегодняшний день инноваций, как в педагогике. Вот и учебный 2015-16 год начинается с внедрения нового документа, подписанного Президентом Владимиром Путиным перед майскими праздниками  и вносящего физменения в Трудовой кодекс и Федеральный закон об образовании — документа, предусматривающего введение профстандартов.

На пороге нового учебного года на эту тему беседует корреспондент Людмила КИРСАНОВА с директором информационно-методического центра управления образования Ольгой Викторовной Пороховниченко. 

— Ольга Викторовна, сначала расскажите о том, как наши педагоги подготовились к новому учебному году, и каковы планы на текущий учебный год?

— Для педагогов Таштагольского района, как и для педагогов Кузбасса, августовское совещание «Профессиональный стандарт педагога – ориентир развития образования» началось еще с 18  числа.  За три дня работы областного педагогического форума 34 педагога Таштагольского района приняли участие в 14 мероприятиях – это стендовые доклады, круглые столы, семинары, презентации опыта работы, семинары, заседания региональных предметных методических объединений.

На августовских мероприятиях работали руководители таштагольских школ и детских садов, педагоги-предметники, методисты методического центра, учителя-предметники, руководители районных методических объединений и специалисты управления образования, представители профсоюзной районной организации и председатель районной организации ветеранов педагогического труда.

Только на авторском проблемно-ориентированном семинаре сотрудников Института стратегии развития образования РАО Москвы «Изменение современного литературного образования в школе» отработали 6 учителей русского языка и литературы.

Педагоги нашего района были приглашены на престижный областной конкурс «Педагогические таланты Кузбасса» для  защиты своих образовательных проектов и обучающих электронных пособий. Отличительной чертой нынешнего августовского совещания стало проведение онлайн-мероприятий, в которых по области приняло участие около 700 человек, в том числе и наши педагоги. Для педагогов Таштагольского района августовские мероприятия  закончились 27 августа единым методическим уроком «Профессиональный стандарт педагога», который прошел в рамках работы районных РМО в школе № 9.

— В связи с внедрением нового закона, часто приходится слышать: а что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь учителя легче или труднее?

— Появление документа «Профессиональный стандарт педагога» своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу. После прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную компетенцию и наметить цели для повышения своего профессионализма. Отвечая на подобный вопрос, Юрий Забродин, проректор Московского городского психолого-педагогического университета, член рабочей группы Общественного совета по разработке профессионального стандарта педагогической деятельности сказал:

«Конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогают выявить пробелы в образовании учителя и в его компетенциях. И тогда нужно разбираться, какая помощь ему требуется: стажировка, переподготовка, просто временный отдых и только в крайнем случае отстранение от должности. Но это уже другие проблемы, связанные с повышением эффективности в работе всех участников образовательного процесса в меняющейся образовательной среде».

— Что конкретно предполагает «Профессиональный стандарт педагога»?

— На сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным  набором компетенций. Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Профессиональный стандарт невозможен без развития профессиональных компетенций учителя.

Новые компетенции, заявленные в профстандарте педагога, следующие:

  • работа с одаренными учащимися;
  • работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
  • работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.

Образовательный процесс будет развиваться в направлении инклюзивности. В него должны быть включены любые ученики: одаренные и имеющие проблемы в развитии, девиантные учащиеся и ученики с ограниченными возможностями здоровья, а также ученики, для которых русский язык не является родным.

Предполагается владение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знание и использование социальных сетей.

Наконец, учитель должен освоить навыки преподавания в поликультурной среде, а также использовать иноязычные источники информации, что предполагает определенную переводческую компетенцию. Особенностью профстандарта является повышение профессиональных требований к психологической подготовке педагога.

Изучив проект стандарта, мы пришли к выводу, что этот документ актуален и необходим. Многие требования выполняются педагогами уже давно, несмотря на то, что они и не прописаны в существующих инструкциях.

 —  И, наконец, последнее: что Вы как руководитель и организатор информационно-методической работы среди педагогов нашего района можете сказать о путях реализации «Профессионального стандарта педагога»?

— Необходимо обеспечить переподготовку учителей и воспитателей, но таким образом, чтобы переподготовка не отрывала от учебно-воспитательного процесса. Поэтому очень важно для нас сотрудничество с институтом повышения квалификации (г.Новокузнецк) и КРИПКиПРО (г.Кемерово) именно на нашей территории. Кафедры повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров этих институтов с удовольствием работают с нашими педагогами и отмечают их высокий профессионализм.

Определились основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Обучение на курсах повышения квалификации.

Все педагоги и руководящие работники школ Таштагольского района систематически проходят курсы повышения квалификации, в том числе по проблеме реализации ФГОС (КРИПКиПРО, ИПК г. Новокузнецк). В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» проходят курсы ПК руководители, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги и учителя-предметники.

За 2014-15 учебный год 466 педагогов (это около 50%) Таштагольского района  прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам реализации государственных образовательных стандартов

В марте 2015 года на территории Таштагольского муниципального района совместно с АНО ДПО ЦОВ (Центр образования взрослых, г.Кемерово) были организованы курсы переподготовки для руководителей ОО и их заместителей по теме «Менеджмент в социальной сфере» (47 человек).

В сентябре 2015 года на нашей территории совместно с КРИПКиПРО начинаются курсы переподготовки для работников ДОО «Дошкольное образование» (36 человек) В 2016-2017 учебном году предполагаем на базе  КемГУ открыть группу педагогов УДО для получения высшего образования на нашей территории.

Есть и другие формы повышения квалификации.

Педагогические работники наших ОО принимают активное участие в on-line конференциях, семинарах, вебинарах по различным направлениям государственной образовательной политики. К примеру, в прошлом учебном году на муниципальном уровне был организован проблемно-ориентированный семинар «Теория и практика дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий». После этого руководители школы (Францева О.В и Вагина С.Г.)  приняли участие во Всероссийском образовательном форуме «Проблемы и перспективы современного образования в России», который проходил в Санкт-Петербурге. Выступление называлось «Успех школы – во взаимодействии» и затронуло вопросы введения и реализации ФГОС, инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивного образования как основы успешной социализации и адаптации детей-инвалидов.

На базе МБОУ ООШ№2 в сентябре будет открыта региональная стажировочная площадка «Успешная школа» — площадка освоения инновационно-образовательных практик. На базе МКСКОУ «Школа-интернат №19 VIII вида» проводятся семинары, круглые столы – там работают специалисты, которые могут дать квалифицированную консультацию педагогам  по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Работа в предметных кафедрах, методических объединениях, творческих группах.

Ведущая роль в управлении методической работой принадлежит районному методическому совету, координирующему работу методических объединений.

Самообразование.

Данный вид деятельности направлен на:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • готовность к педагогическому творчеству;
  • профессиональный и карьерный рост;
  • создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
  • соответствие учителя требованиям общества и государства.

Участие в проектах и конкурсах.

Педагоги школ и детских садов результативно участвуют в конкурсах и проектах различной направленности.

Обобщение и распространение опыта.

Педагоги выступают на районных методических объединениях, семинарах и конференциях регионального уровня, имеют печатные работы в профессиональных журналах и сборниках, размещают методические материалы на образовательных сайтах сети Интернет, личных сайтах, блогах, web-страницах.

Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и технологий, в том числе, информационно-коммуникационных. 

Школы успешно решают проблему доступности качественного современного образования за счет высокого профессионализма педагогов, применения в образовательном процессе современных образовательных технологий, освоения и активного использования современного компьютерного и цифрового оборудования.

Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Беседовала Людмила КИРСАНОВА

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: