ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ

В минувшие выходные тюркские народы Сибири проводили обряды, посвящённые солнцу. С весеннего равноденствия дни становятся длиннее, а ночи  короче: мрак и холод начинают уступать свету и теплу. Согласно древней традиции, шорский народ встречал новорожденное солнце, угощал вернувшихся к ним Духов и Богов.

Оживление шаманского веника

Из истории известно, что раньше шорцы жили родами (17 родов),  которые имели   свои особенности в проведении обрядов, ритуалов и праздников. Во время посещения пос. Карагол мы записали воспоминание одной из старейшин этого посёлка (имя фамилию не пишем по её просьбе):

— Мою тётю звали Катерина, но все её звали по-шорски Кандык. Когда у меня была температура или какой-нибудь другой недуг одолевал, дедушка или бабушка ехали на коне за ней, так как она жила в соседнем посёлке.   Во время камлания (шаманских действ)  я почему-то всегда засыпала, мне так становилось хорошо от её пения:

Сугдекежупчоргемден, черлер
артык чоргемде.
Тагларажыппарганда
Мен паламга чускижиде кельгенде.
Персинеде пербесим.
Сеен куду алпарды,
Меен парып келип табарым.
Тапкель, тапкел карчы алыпкелим.
(Реки перейду, горы перешагну.
Я пойду за тем, кто тебя обидел,
душу твою забрал.
Я пойду, отберу и верну тебе).

Пела Кандык очень хорошо, мелодично, я, засыпая, представляла себя большой, сильной, здоровой, шагающей через реки и горы, а когда просыпалась, чувствовала себя намного лучше: могла есть, пить, ходить. Она камлала веничком. Хранила его в холщовом мешочке. На венике были повязаны тряпочки. За лечение шаманке давали ткани, платки метражами – тогда в магазинах мало что было.  Она отрывала от них полоски и привязывала к голику (веник из прутьев берёзы без листьев). Помню, моей подружке очень хотелось посмотреть, как она шаманит. Я повела её к Кандык, это  было ранней весной, приблизительно в конце марта. Пришли к ней мы вовремя — она как раз готовилась оживлять свой веник. До нашего прихода Кандык наломала свежих прутьев, сделала себе новый голик. Оказывается, она каждый год в одно и то же время его меняет. Обряд по оживлению своего атрибута Кандык провести-то провела, но мы ничего не увидели – заснули. Во сне я ходила в какие-то земли, где растут большие яркие цветы, разные деревья, видели очень красивых и приветливых людей, они все мне улыбались. После обряда она спросила нас, где мы были, что видели?  На наши восторженные рассказы она только одобрительно кивнула головой. Сколько помню, Кандык никогда специальных костров не разжигала, зимой только в доме лечила, а летом на улице. Садилась на маленький стульчик и с помощью  веничка шаманила. Про бубен мы даже не знали, не понимали, что это такое. У неё был специальный фартук и платок, которые она надевала, когда камлала. Кандык была красивой, весёлой женщиной, всегда улыбалась, шутила. Люди её очень уважали и любили. Когда кололи скот, приезжали гости, отмечали семейные праздники, обязательно приглашали шаманку угоститься.

Проведение обрядов сегодня

В последние годы стало традицией в дни весеннего равноденствия праздновать ЧЫЛ ПАЖИ – Новый год по тюркскому календарю. В этом году для школьников провели  обряд сотрудники городского музея. Для жителей города и района на г. Зелёной и в городе Таштаголе — члены районной общественной организации «Таглыг Шор» и местные шаманы.

Директор музея Надежда Шихалева считает, что проведение традиционных праздников и обрядов способствует дальнейшему развитию шорского народа. Очень важно, чтобы дети видели и участвовали в их проведении. Алгысчы Александр Тудигешев планировал участвовать в проведении обряда на г. Зелёной, но во сне Боги показали ему это место (музей), по его словам обряд прошёл хорошо, все просьбы творцами были услышаны. Хорошо к Чыл Пажи подготовились учащиеся и педагоги детско-юношеского центра «Часкы», они активно принимали участие в проведение всех мероприятий, которые проводились в рамках праздника. Исполняющий обязанности директора Оксана Текова с педагогами просили Богов о развитии и процветании «Часкы». Виталий Чепсакаков провел с ребятами национальные игры.

На священную берёзу в этом году вместе с ленточками сотрудники музея подвесили изображения животных. По словам научного сотрудника Виктора Байлогашева, наличие зверя в тайге говорит о благосостоянии народа:

— Если будет много животных,  люди станут жить хорошо. Это как символ изобилия.

Надежда Шихалёва к празднику сшила наряд, который собирается носить повседневно:

— Я как директор музея этнографии и природы Горной Шории с этого года начну активно пропагандировать национальный стиль в одежде!

Очень интересно прошли обряды на г. Зеленой      и в г. Таштаголе (ул. Ноградская).  Шаманы просили у Богов, чтобы наступило тепло, чтобы народ жил в здравии и благополучии. В проведении обряда принимали участие гости и жители города. Они получили заряд молодости и энергии, вместе с пробуждающими силами природы  начали ещё один этап своей жизни. Паштык Мария Идигешева просила мира на земле, удачного нового года, счастья и богатства каждой семье!

Светлана Григорьева

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: