ПОД ЗЕМЛЁЙ ИДУТ МАШИНЫ

В Таштагольской шахте идёт подготовка к реконструкции. Задача — повысить годовой объём добычи сырой руды до 3,25 млн тонн за счёт пуска ствола «Сибиряк», освоения горизонта -350 метра и внедрения самоходной техники.

 То, о чём говорилось не один десяток лет, может сбыться в ближайшие годы. Знаменитый «Сибиряк» превратится из долгостроя в пусковой объект.  Потому что реконструкция — уже не мечты, а реальность.

-Сейчас ведутся подготовительные работы к реализации большого инвестпроекта по развитию Таштагольского рудника, — рассказывает директор Таштагольской шахты Горно-Шорского филиала «Евразруды» Владимир Филимонов. — Суть в том, что на основные стволы, которые эксплуатируются достаточно долго, оказывают влияние горные работы. И в ближайшее время их уже нельзя будет эксплуатировать. Единственная альтернатива продления жизни Таштагольского рудника, это запуск ствола «Сибиряк», пройденный больше 20 лет назад. Соответственно, заместить им действующие стволы. Но чтобы потянуть проект с такими затратами, надо подтянуть объёмы. Сегодня наша шахта добывает в среднем 2,1 — 2,2 млн тонн сырой руды в год, и задача — повысив эффективность производства, — выйти на добычу 3 миллионов 250 тысяч тонн сырой руды в год.

Как вспоминает Владимир Владимирович, максимальной добычи рудник добился в 1978 году, тогда с новыми стволами из близко расположенных к ним рудных тел на неглубоких горизонтах на-гора было добыто 3 млн 177 тыс. тонн. Сейчас горнякам предстоит побить этот рекорд уже в новых условиях. А для этого надо уже в очередной раз поменять и технологию добычи.

— Одной из главных составляющих инвестиционного проекта станет применение в шахте самоходной техники, — продолжает В.В. Филимонов.

…Ещё недавно в это слабо верилось — о технике, которая удачно «прижилась» в Шерегеше, таштагольские горняки даже не мечтали. Но вот она реальность: на горизонте -280 метра на Западном участке подрядная организация ООО «Звёздный» ведёт испытания новой технологии отработки железорудного месторождения именно самоходной техникой.

Машины, которые не угнать

По словам начальника участка ООО «Звёздный» Дениса Анатольевича Реймера, здесь, в Таштаголе, работают  2 единицы техники и специализированная бригада из 13-ти человек, включая ИТР, из Таштагола, с Урала и даже Дальнего Востока.

Самоходная погрузочно-доставочная машина ST-7 весит 21 тонну, её «напарница», самоходная буровая машина «Bumer-T1 D» — 16 тонн. Сюда в шахту их везли частями: колёса,  ковш, буровую стрелу, кузова и кабины — всё это по отдельности спускали скиповой подъёмной машиной в стволе Новокапитальный. Затем уже на горизонте собирали вновь, приводили в рабочее состояние, и это было грандиозной операцией.

Теперь машины ездят по шахте и то не везде, а только в своём широком заезде, ведь в других местах им просто не развернуться. К примеру, длина ПДМ — целых 10 метров.

Их силовые установки — дизельные двигатели с малым выхлопом, специально сконструированные для работы в шахте. Впрочем, и вентиляционные рукава в забой тоже проложены — каким бы низким ни был выхлоп дизелей, а удалять его нужно.

Как это работает

Забой сейчас примерно в полусотне метров от начала заезда. Здесь нет привычных рельсовых путей, нет электровоза в паре с погрузмашиной ППМ-5, забрасывающей в вагон  отбитую породу. Нет и проходческой бригады с буровым станком. В каменную стену нацелилась манипуляторами буровая машина «Bumer-T1 D». Мощные прожекторы освещают рабочую поверхность, оператор «колдует» за современным и высокотехнологичным пультом управления. Его экраны и индикаторы светят, как в кабине новенькой иномарки. Хотя это и есть иномарка производства шведской фирмы Atlas Copco. Когда-то, в 1970-е, в СССР тоже делали подземные «самоходки». Только где они теперь?

А эта работает. Буровые штанги впиваются в стену, как во что-то мягкое, будто перед нами обычная глина. А ведь это крепкие породы. По крайней мере, участковый геолог Наталья Запольская утверждает, что на пути к рудному телу залегают тектонические породы и сиениты.

Доволен своей техникой и машинист ПДМ ST-7, редкий в ООО «Звёздный» таштаголец Игорь Милёхин:

-В управлении она очень проста и удобна. А работа — очистка и погрузка — на ней идёт значительно быстрее. У неё объём ковша 3,2 куб. метра, у той же ППМ ковш намного меньше и она, грубо говоря, грузит вагон минут пять. А эта — всего одним ковшом! За смену я гружу в среднем по 40 ковшей.

…Машина  ST-7 въезжает в боковую камеру, заваленную каменным крошевом. Словно играючи, с первого раза загребает полный ковш и даёт задний ход, разворачивается и едет к   началу выработки, где она пересекает другую — грузовой орт с ожидающим на путях составом.   Машинист Игорь Милёхин подводит машину к вагону и аккуратно высыпает в него породу — вагон ВШ-3 полон до краёв. Машина пятится обратно в заезд и гружёная возвращается ровно через минуту. Электровоз уже подвинул состав вперёд, подал под погрузку следующий вагон, и операция повторяется.

Это, действительно, быстро. По словам, и.о. заместителя главного инженера Таштагольской шахты Кирилла Александровича  Пахомова, до рудного тела сейчас примерно 300-400 метров, которые с помощью самоходной техники можно будет пройти примерно за 3-4 месяца. С прежней технологией на это понадобился бы почти год.

P.S. Пока это только испытания, подготовка, апробация. Но и в Шерегешской шахте пять лет назад всё начиналось именно так. Сейчас там работают «самоходки». Значит, придут они и сюда, в Таштагол. Научатся на них работать уже местные операторы и машинисты, «Евразруда» приобретёт для Таштагола собственную технику, и рудник будет работать сразу по двум технологиям: этажно-принудительного обрушения с закладкой выработанного пространства, классической схемой проходки и добычи с вибро-доставочными машинами ВДПУ-4 ТМ и — то же самое, но с проходкой и добычей самоходными машинами. Всё это должно повысить производительность рудника в два раза. То есть, идёт новая эра.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора 

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: