О ЧЕМ РАССКАЖЕТ МУЗЕЙНЫЙ ЭКСПОНАТ

Всем известно, что воссоздавать историю развития интересующей нас культуры нам помогают предметы, оставшиеся от той или иной эпохи. В музее-заповеднике «Трёхречье» бережно сохраняют уже имеющиеся экспонаты шорской культуры и продолжают пополнять экспозицию новыми экспонатами.

Согласно концепции развития музея-заповедника «Трехречье», следующим этапом является создание этнографической экспозиции. В 2014 году сотрудниками музея был выявлен интересный объект — амбар (купеческий). Амбар является первым подлинным экспонатом в этом направлении. В 2015 году он перевезен на территорию музея-заповедника и стал музейным экспонатом.

Амбар был обнаружен в поселке Усть-Кабырза. Строение двухуровневое, имеет большие габаритные размеры (длина 10 метров, ширина 7 метров), что свидетельствует об использовании для торговых нужд. Новый экспонат позволит осветить страницы истории купечества и становления советских торговых организаций Горной Шории и взаимодействие этих структур с населением Горной Шории. Тесно связана с этими темами и тема развития путей сообщения.

По воспоминаниям Валентины Ильиничны Арбачаковой, которая проживает в поселке с 1926 года, ее мама рассказывала: «Амбар принадлежал богатому шорскому купцу, он срублен из сосны, каждое бревно тщательно проверялось. Купец там хранил пушнину, которую принимал у охотников, а также продавал различные товары».

Амбар как экспонат отсылает нас к купечеству Горной Шории как явлению, возникшему с периода проникновения русской торговли. Развитие торговли способствовало переходу таких занятий коренного населения, как охота, сбор кедрового ореха, рыболовство, пчеловодство к этапу промыслов. Купцы строили и использовали амбары как для хранения продукции промысла, так и ввозимых на обмен и продажу товаров.

В конце XIX века, когда коренное население еще проживало в небольших деревянных юртах, необходимость строительства амбара могла возникнуть только у состоятельного человека, занимающегося торговыми операциями. Амбары такого размера для хранения продукции земледелия и скотоводства в горной части Шории были не нужны, так как эта отрасль у населения была развита слабо.

В научной литературе по этой теме имеются следующие сообщения. Потапов в своем труде «Очерки по истории Шории», перечисляя баев Горной Шории, пишет: «…в улусе Усть-Кабырзу — Маскей, популярный своим богатством и большой пасекой». Других автор не называет, есть основания полагать, что амбар принадлежал Маскею – баю, разбогатевшему на торговле. По воспоминаниям старожилов поселка Раисы Михайловны Судочаковой и Валентины Семеновны Неунывахиной, «амбаров было два, один большой двухуровневый, другой — 2-этажный, в котором на первом этаже размещался магазин». Амбары были построены таким образом, что позволяло купцам хранить продукцию промыслов длительное время, не теряя товарного вида. У всех шорских баев, связанных с торговлей, имелись амбары. В этом же труде Потапов пишет о купце первой гильдии Назаре Куртегешеве, имевшем огромные двухэтажные амбары в селе Осиновом.                                                                                                                                                                       В Мысках Федор Степанович Тотышев имел трехэтажный амбар длиной 28,5 м. У его родственников-торговцев также имелись амбары, разные по величине и этажности. И в других селениях у всех торговцев были амбары. Что интересно: за каждым торговцем была закреплена определенная территория для закупки продукции промыслов.

После Октябрьской революции имущество у купцов, баев-торговцев конфисковывалось и передавалось для нужд новой власти. Если в их домах располагались сельсоветы, радиоузлы, детдома, то магазины, лавки, амбары занимали советские торговые организации.

Местные жители также продолжали заниматься своим промыслом: охотой, заготовкой кедрового ореха, пчеловодством. Только теперь свою продукцию они сдавали уже не купцам, а в советские организации торговли.

Вот что пишет ученый-этнограф Н.П. Дыренкова об обследовании местного Госторга в 1925 году:

«…до 1916 года на этой территории работают только частные купцы; с 1916 года — товарно–продовольственная лавка отделения Бийского переселенческого управления; с 1921 года — отделения Губсоюза; с октября 1923 года — агентура фактории хлебопродукта, с 1924 года — фактория Кузнецкого Госторга. Охотничий промысел начинали обеспечивать потребкооперация и государственные заготовительные организации Интегралсоюз, Запсибпушнина, Акорт».

В 1926 году И.А. Беляев в отчете по обследованию Горной Шории пишет следующее:

«…промышленники продают свою добычу в Госторг, охоткооперацию и частично в потребкооперацию.

В протоколе №6, особого совещания при секторе Организации Территории Запсибкрайземлеуправления, состоявшегося 13 августа 1931 года, приводятся следующие данные: на территории обследованного района работают две торговые организации – Охоткооперация и Госторг. В системе Мрассы центром этих организаций является улус Усть-Кабырза.

Магазин Мрасского Госторга торгует мануфактурой, хлебом, боеприпасами (для охоты), остальными товарами широкого потребления, а также ведет заготовки.

Мрасская охоткооперация имеет три магазина – центральный в ул. Усть-Кабырза и отделения в ул. Усть-Анзасс и ул. Чилису-Анзас.

Охоткооперация, кроме продаваемых товаров широкого потребления, делает заготовки пушнины и сырья».

В 1930-1931 году активизируется процесс коллективизации, на территории Горношорского района создаются колхозы. В системе Усть-Кабырзинского сельсовета было организовано пять колхозов, и в каждом имелись свои амбары для хранения колхозной продукции: зерна, мяса, масла, яиц. По виду колхозные амбары мало чем отличались от торговых. После реорганизации колхозов в 1958 году практически все колхозные амбары были разобраны, из них строили дома, торговые склады и другие объекты.

Важную роль в развитии торговли Горной Шории играли пути сообщения. Ясно, что без дорог нет связи с внешним миром, не вывезешь продукцию на ярмарку и не доставишь товар в районы промысла. Так на археологическом материале А.С.Васютин в статье «Древние торговые пути Горной Шории» показал, что наиболее важные и удобные пути сообщения, обеспечивавшие культурные и торговые связи с окружающими народами, пролегали по основным водным артериям рек Мрассу и Кондомы.

В начале ХХ века А.В.Анохин описал две главные верховые дороги Горной Шории. Таким образом, и археологические материалы, и записи исследователей Горной Шории начала ХХ столетия указывают на то, что Усть-Кабырза являлась важным пунктом, связывающим Горную Шорию как с Минусинской котловиной, так и с Алтаем, следовательно, естественным образом формируя здесь один из торговых центров на Мрассу.

Позднее, в советский период, амбар являлся центральным складом торговой площади, на которой располагались продовольственный и хозяйственный магазины. Рядом были построены склады, где хранились продовольственные и хозяйственные товары, также заготовительный склад.

Организации менялись, а амбар, когда-то построенный шорским купцом, как стоял, так и стоит.

Строение четко выполняло функции торгового склада. Данный амбар — единственный оставшийся свидетель этих процессов.

В настоящий момент в музее формируется специальная коллекция для экспозиции амбара. Тема социально–экономической жизни Горной Шории мало освещена, практически, не представлена в экспозиции музеев. Амбар как экспонат сможет многое рассказать об этой стороне истории.

Л.И. Неунывахина,
научный сотрудник музея-заповедника «Трехречье»

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: