НАУКА ГОРНЯКАМ от теории управления до настоящих роботов

Широкий тематический диапазон охватывала научно-практическая конференция «Наука горнякам», прошедшая 10 апреля в Таштагольском многопрофильном техникуме. Кроме студентов, свои разработки представили ученики школы № 9 — члены научного сообщества «Шанс».

Как отметила в своем вступительном слове председатель комиссии горного цикла Елена Васильевна Агеева, конференция посвящена 50-летию горных специальностей «Подземная разработка» и «Горная электромеханика». А спонсором мероприятия стал фонд «Шанс», который представляла его директор С.Б. Ерофеева.

Аудитория ТМТ в здании общежития некогда горного техникума вряд ли когда-нибудь становилась местом подобного форума научных идей. Докладчики – студенты и школьники — представили больше десяти докладов на различные темы, как в области теории, так и в виде практических разработок.

Слово о горном деле

Все началось с доклада по теории управления горным предприятием, которые представила студентка ТМТ Кристина Бастьян:

-Основные функции управления горным предприятием — это планирование, организация, координирование, мотивация и контроль. К ним также можно отнести и маркетинг, потому что продукцию нужно сбывать…

Как пояснила студентка К. Бастьян, каждая из перечисленных функций нуждается в отдельном управлении. Действительно, без него невозможно представить себе процесс производства от переработки сырья и материалов в готовый продукт, предлагаемый на рынок. Сюда подключено и управление материально-техническим снабжением, доставкой материалов и готовой продукции. А также управление маркетингом: «Посредством маркетинговой деятельности увязывается непротиворечивый процесс удовлетворения потребности потребителей и достижение целей предприятия…» И как же быть современному производству без управления инновациями – нововведениями, научными разработками, исследованиями, созданием опытных образцов и внедрением новинок в производство. В заключение докладчик подчеркнула, что любое совершенное предприятие – сложная система, эффективности которой и служит аппарат управления.

Студент Егор Башев посвятил свой доклад передовому опыту использования самоходного шахтного оборудования, не забыв при этом и актуальную тему безопасности труда.

-Сегодня Горно-Шорский филиал «Евразруды» — один из самых крупных в мире рудников – не случайно выбран площадкой для реконструкции, — рассказывает студент в своей видео-презентации. – руда Шерегешского месторождения относится к категории богатых с содержанием железа  до 26%, в обогащенном концентрате 42%, а после обогащения на Абагурской ОФ – 62%. Самоходная буровая установка «Сандвик» впечатлила своими возможностями, ее работой управляет оператор. Два бура из прочной легированной стали длиной 4 метра просверлят скважины в любой плоскости, а программировать их работу можно автономно. За смену установка может отбурить 4 забоя. Еще в горных работах участвуют похожие на самосвал машины для доставки горной массы грузоподъемностью 20 тонн…

Егор Башев напомнил, что кроме Шерегеша в системе «Евраза» такая техника пока нигде еще не применяется, а в России — лишь на добыче кварцитов на Кольском полуострове. Так что Горно-Шорский филиал можно назвать предприятием-первооткрывателем…

С неожиданной темой выступил студент группы Р-2012 Николай Агарков: «Исследование заимствований из немецкого языка в русском языке в горнодобывающей отрасли». Ведь то, что сочтут за откровение в прочих отраслях, для шахты – дело привычное, здесь подавляющее количество терминов – просто немецкие слова. И неслучайно…

-Значительное развитие горное дело получает в Германии уже в 1198 году, когда император Фридрих Первый законодательно закрепил верховную власть над недрами и был издан свод горных правил, — рассказывает Н. Агарков. — А в 1556 году в германии опубликован труд Георгия Агриколы о горном деле и металлургии… Человечество обязано Германии изобретением гидравлического молотка, станка вращательного бурения, электрического бурильного станка, электрического шахтного подъема, качающегося конвейера…

…Вот и неудивительно, что немецкие термины в горном деле встречаются от Финляндии до Турции, и такие слова, как, например, «маркшейдер» — горный инженер, «бленда» — фонарь для освещения рудника, «вандрут» — прогон в шахте в виде бруса и даже само «шахта» — немецкие.

Дело юных ученых

А вот на кафедре уже представители НО «Шанс». И первыми – Владислав Спиридонов и Мария Лысенко, они рассказывают о научном сообществе, о 5 прошедших за 4 года работы научно-практических конференциях и его практических шагах. О посещении ведущих научных центров страны, таких, как МИФИ, Сколково, МВТУ им. Баумана и нынешнем сотрудничестве с серьезными российскими учеными. И даже о неожиданной славе.

–В этом году мы представляли свои работы на Кузбасской ярмарке и завоевали диплом и бронзовую медаль, — рассказывает 11-классница Мария Лысенко. – Учащаяся 9 класса Нелли Сальникова стала лауреатом 2 степени на Всероссийском исследовательском конкурсе «Шаги в науку».

Мария и Владислав отметили огромную роль в создании Фонда его учредителя и директора Светланы Борисовны Ерофеевой, председателя попечительского совета, вице-спикера Госдумы РФ Сергея Ивановича Неверова, большую поддержку со стороны главы района Владимира Николаевича Макуты.

Ребята показали на слайдах достижения всех участников научного сообщества, некоторые из которых уже на пути в серьезную науку. Например, Александр Лысенко учится в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ, а Максим Сазанов и Дарья Сотикова – в Новосибирском государственном техническом университете.

И, конечно, там где «Шанс», там настоящий парад идей. Мария Лысенко, Павел Костин и Иван Круглов впервые в этой аудитории представляют свои достижения в создании настоящей голограммы. Той самой, что кроме них с научным руководителем Н.Т. Лысенко в Кузбассе под силу лишь лаборатории профессора Юрия Кызыласова в КемГУ. И вот уже зрители своими глазами видят объемное изображение статуэтки на обычной с виду стеклянной пластине. А ведь сделано в таштагольской школе!

Влад Спиридонов демонстрирует свой прибор – интерферометр-виброметр. И снова зрители впечатлены: чувствительный аппарат улавливает не только шаги по комнате, но и хлопки в ладоши, показывая на экране взвившуюся  верх импульсную кривую. Можно использовать в производстве для контроля работы оборудования, в охранных системах и возможно даже на сейсмостанции. И вот уже второй год прибору, а исправно работает!

Зато у Никиты Бера – его обещанная в феврале (см. номер 14 за 26 февраля) новинка – высоковольтный генератор Маркса, создающий на выходе электрическое напряжение до 80 тысяч вольт.

Тимур Судочаков и Александр Пьянков выпускают на волю своего самоходного робота. Сделанный на базе игрушечного танка, робот практически автономен. Он прекрасно объезжает препятствия, это обеспечивает точнейший ультразвуковой дальномер,  подключенный к микроконтроллеру. В результате машина «видит» препятствие, и на запрограммированном  с точностью до 1 мм расстоянии, электронный «мозг» (микроконтроллер) дает команду на поворот.

Дмитрий Абдулин и Тимур Судочаков показали зрителям электрический 4-винтовой вертолет — квадрокоптер. Теперь его воочию увидели студенты и преподаватели ТМТ. А также узнали его устройство и принцип работы.

А вот на столе творение 9-классника Александра Черненко. Это четырехколесный робот с «руками»-манипуляторами. В руках самого Александра – пульт дистанционного управления, и командами он заставляет робота поехать, взять резиновый мяч, развернуться, положить его на стол. По его словам, применять подобную технику можно в местах, где присутствие нежелательно или вообще опасно – в условиях радиации, высоких или низких температур и других вредных факторов.

Проект электромагнитной пушки Гаусса зрители увидели в завершении конференции. Выполнили изделие Евгений  Русанов и Игорь Артамонов, а Никита Бер стал для них научным руководителем. Так и получилось устройство, напоминающее по форме пистолет, но для наглядности конструкторы не стали упаковывать его в красивый корпус, и на нем видны батареи конденсаторов, катушка соленоида и даже индикаторная лампа (на 220 В). И подается напряжение, заряжаются конденсаторы, о чем свидетельствует горящая лампа, а дальше «огонь»: на глазах аудитории с полутора метров пушка пробивает гвоздем картонную коробку.

***

Интересный получился обмен идеями: студенты рассказали школьникам о производстве, они им в ответ – о науке. Наверняка, и тем и другим общение оказалось полезным, ведь в реальной жизни и то и другое – две стороны прогресса.

Кирилл САЗАНОВ,

фото автора и В.И. Шебалина

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: