НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

В ПОТОКЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ЭНЕРГИИ

Несколько дней подряд, начиная с 22 марта, в Таштагольском районе проводили обряды встречи Нового года по тюркскому календарю.

День весеннего равноденствия – 22 марта  — символизирует  пробуждение природы от зимнего сна, а вместе с ним и начало нового года. По мировоззрению шорского народа, начало года — как начало творения. Мир создается заново каждое утро, а в полном объёме каждый год

22 марта на горе Зелёной состоялся священный обряд,организатором проведения которого стала региональная общественная организация «Шорская национально-культурная автономия», президентомкоторой является в настоящее время  Наталья Михайловна Шипеева.

23 марта музей этнографии и природы Горной Шории провел детский праздник Чыл Пажы, а для взрослого населения города  мероприятие прошло 24 марта на площади возле ДС «Кристалл».

От Эне — хозяйка домашнего очага

Чыл Пажы— шорский народный праздник, в переводе означает «голова года», на эту голову падают первые лучи «нового солнца» в дни весеннего равноденствия, поэтому встреча нового года у шорцев проходит в марте, когда наступает весеннее равноденствие.

На обряде в музее этнографии и природы Горной Шории присутствовали учащиеся школ города, воспитанники  детского центра «Часкы» и социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Научные сотрудники  музея Виктор Байлагашев и  Анна Смычкова — ведущие праздника в национальных  костюмах –рассказали собравшимся о древней традиции тюрко-язычных народов встречать новый год с наступлением весеннего равноденствия:

Наши предки верили, что с наступлением зимы на земле наступает смерть природы, что её покидают на это время Светлые духи земли, и возвращаются они только в тот день, когда он становится равным ночи. А в отсутствие их на земле наступает власть злых сил, которые приносят людям несчастья, проникая в их жилища, а самое страшное — порождая в них недобрые помыслы.

На долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди возвращающихся Светлых духов. Их угощают паром от дымящегося свежего мяса.

Но кто же помог людям пережить это страшное время господства на земле духов нижнего мира? Кто согревал их души? Кто оберегал их от лютых морозов? Кто заботился о них?Конечно же,это хозяйка домашнего очага От-Эне. Это она неустанно оберегала людей, дарила им тепло и пищу, хранила их от Злых духов Стужи.

Праздник Чыл Пажы в городском музее был посвящён именно этой Богине. Люди раньше знали, что надо почитать Богиню домашнего очага От-Эне. А знали они это благодаря людям, которых называли кӧкспекчи (ясновидящим). В день Чыл Пажы спускается Богиня солнца на землю в виде стройной женщины и обходит всех своих сестер — богинь домашнего очага. Обычно их встречи проходят шумно и весело. Сёстры радуются встрече после долгого зимнего расставания. Но в последнее время их встречи стали не столь радостными. В чём же причина? Учащиеся 7 «б» класса  школы № 9  показали сценку «Почему надо почитать хранительницу очага От-Эне», ответив на этот вопрос.

Шаман  Александр Тудегешев провёл обряд очищения огнём, а затем  обряд кормления духов. Дети с осознанием значимости проводимого ритуала повязали на священной берёзе разноцветные ленты-чаламы. Затем с  видимым азартом поучаствовали в национальных состязаниях «Камчи» и «Тебек».Ответы участников праздника на вопросы заключительной викторины показали, что участие внациональном празднике не прошло для них бесследно.

В заключение обряда детей ждало угощение со сладостями и горячим чаем прямо на улице в шорской юрте.

Человек – частица Вселенной

Наши предки считали окружающий мир живым и олицетворяли природу в образе Духов гор, рек, лесов, степей и болот. Они верили, что зимой Добрые духи покидают землю. Возвращаются они  только в день весеннего равноденствия, а в их отсутствие на земле тешатся темные злые силы, которые проникают в жилища людей, приносят несчастья, порождают зло, недобрые помыслы. Поэтому на долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди возвращающихся Богов.

Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев.  В течение всей недели до назначенного дня совершались обрядовые действия, существовали дни почитания старших, детей, дни очищения порога, дома, дворов. Запрещались ссоры, как в семье, так и в обществе.

В назначенный день шаману приводили жертвенного животного — жеребёнка или барана, которого специально откармливали и готовили для праздника в течение года. Люди очищались не только физически, но и духовно, просили у Духов земли, огня, воды, гор урожая, удачи в охоте, здоровья.

С раннего утра в четверг активисты региональной общественной организации «Шорская национально-культурная автономия» на священном месте Сарчын у подножия горы Зелёной  начали готовить площадку для проведения обряда. Соорудили  длинный  стол для приготовления жертвенной пищи. Импровизированный стол тут же заполнили всевозможными угощениями.

Разведённые костры должны были расположиться в строгом соответствии со сторонами света: маленький (чёрный) — для очищения — выкладывается в виде колодца на западе; большой (светлый) – благословенный — служит для общения с духами, выкладывается на востоке, и еще один костер служит для приготовления обрядовой пищи и праздничного угощения.

Возле священной коновязи обряд проходил с выполнением всех необходимых ритуалов. Здесь шаманы, обводя по контуру фигуры человека зажжённой берёстой, проводили  обряд очищения огнём.  Далее, сжигая чёрные ленты в западном костре, все собравшиеся освобождались от всего плохого, что накопилось в течение прошедшего года.

Привлечённые необычной картиной к обряду присоединились туристы: стараясь выполнять все предписания шаманов, они вместе со всеми «кормили» костёр, а потом,  становясь в общий круг, воздевали руки к небу, прося благополучия своему роду. Причём, каждый человек сначала должен просить для всех людей,  живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему роду, семье, и только в последнюю очередь самому себе.

Участники обряда повязали цветные чаламы  на священную березу. Изд

 

ревле у шорцев бытовало поверье, что через священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей. Закончился обряд употреблением освящённой пищи.

Обряд проводили камы (шаманы): Геннадий Тепчегешев, Александр Тудегешев, Сергей Башев, ВалентинаКушакова, НатальяШипеева, СергейТенешев.

Праздник для всех

В субботу праздник Чыл Пажы был устроен для горожан на площади перед ДС «Кристалл». Для благополучного проведения  праздника Чыл Пажы  приглашены  духовные лица шорского народа, которые провели обряд очищения у западного костра.  У восточного священного огня состоялся обряд кормления духов, возвращающихся в этот день на землю. По древнему обычаю шорского народа, в день весеннего равноденствия, в день празднования Чыл Пажы завязали ленты–чаламы четырех цветов.

Выступили национальные ансамбли «Чылтыс» и «Ак Чайак», воспитанники детско-юношеского  центра «Часкы» иобъединения «Кайгал» из Центра развития творчества детей и юношества пгт. Шерегеш.Концертные номера перемежались с традиционными национальными играми. Азарт вызвала национальная игра «Камчи тутканы» (сбивание баклушек плетью). Юноши состязались в толкании гири и стрельбе из лука.

Все участникиполучили  памятные призы, а победители —  дипломы. Праздник  провели также и в  Усть-Кабырзе.

Людмила КИРСАНОВА, фото автора

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: