КУДА ЕДЕМ-7. НА ГРАНИ ПЕРЕМЕН

Вот и подходит новый 2015 год, и с 1 января таштагольцев, пользующихся общественным транспортом, ждет новинка — оптимизация автобусных маршрутов. Вместо привычного автобуса с номером «6» на линии будут ходить 101-е продленного маршрута – до остановки «Ул. Садовая». Руководство ГП АТП обещает: интервал между рейсами не превысит 15 минут.

Что выйдет из этих планов, покажет время. Возможно, оптимизация и в  самом деле сэкономит автотранспортному предприятию 5 млн. рублей за год. Вероятно, выиграем и мы, пассажиры. Надеюсь, удобнее станет работать водителям и кондукторам.  А пока вокруг перемен не утихают споры в самом автотранспортном предприятии. Ведь оказалось, что с переходом с городского маршрута №6 на №101, который считается пригородным, водители теряют некоторые льготы. Например, возможность выйти на пенсию на 5 лет раньше.

Вообще, интересно, с чем приехало к новому 2015 году наше городское автотранспортное предприятие. А главное, куда и как поедет дальше?

Кто везет…

Водители «городской» бригады ГП АТП обеспокоены: их перевод на пригородный маршрут лишит их права на льготную пенсию. Свои опасения они высказали на встрече с заместителем главы района В.И. Сафроновым и директором ГП АТП А.Н. Скутневым в среду 17 декабря.

-В законе сказано, что льготами пользуются только водители на регулярных городских перевозках, — поясняет председатель профкома ГП АТП М.Г. Зарубин.

Водители недоумевают:  маршрут №101 считается пригородным, а на самом деле автобус идет между городом и поселком городского типа, но граница между чертой города  и Шерегешем проходит по остановке «Медвежонок». То есть, по всей логике вещей, 101-й надо бы считать городским.

Адвокат Анатолий Мальцев, давно и успешно отстаивающий права работников ГП АТП в судах, выразил заместителю главы района их общую просьбу: обязать руководство ГП АТП следовать предшествовавшему приказу и выдавать водителям справки, дающие право на льготную пенсию. Водители вышли с оригинальным предложением: если по закону, городскими считаются маршруты с номерами до 99-го включительно, давайте просто переименуем 101-й в 99-й и сделаем его городским. Ведь и ходит он не от автовокзала, а через половину города, к тому же с 1 января и вовсе будет пересекать весь Таштагол.

Отвечая на эти предложения, директор ГП АТП А.Н. Скутнев назвал их незаконными:

-Что касается переименования маршрута, то откуда отходит пригородный автобус, зависит от территории, как допустим, в Новокузнецке. А если брать такой город, как наш, то и автобус ходит иначе. А если автобус ходит между двумя населенными пунктами, то согласно устава автомобильного транспорта, он считается пригородным. Отсюда и нумерация маршрутов. Переименовать их будет незаконно.

…Если рассуждать логически, водители, возможно, правы: если 100% маршрута №101 проходит в городской черте, тогда какой же он пригородный? Один из водителей назвал это просто абсурдом. Видимо, законы и уставы этих нюансов не учитывают. Вот и заместитель главы И.В. Сафронов, выражая свое личное мнение, тоже был на стороне водителей. Но подчеркнул: мнение к делу не пришьешь, а потому надо посоветоваться с юристами.

Как хочется, чтобы здравый смысл и буква закона не противоречили друг другу. Хотя бы иногда.

Без билета

В августе 2014 г. в ГП АТП прошла конференция трудового коллектива по вопросу принятия коллективного договора, по которому работники предприятия получали бы заработную плату, предусмотренную отраслевым тарифным соглашением, а это больше, чем сегодня. Ведь именно с учетом тарифов ОТС работники отсудили у руководства около 5 млн. рублей, не начисленных им в виде заработной платы.

История того собрания была интересна. Накануне, за 2 недели до конференции на предприятие привезли отпечатанные проекты согласованного текста коллективного договора, подготовленного первичной профсоюзной организацией «Евразруда», которая представляет интересы работников ГП АПТ. На конференции вдруг выяснилось, что в коллективе люди читали два разных варианта колдоговора: 1) Подготовленный профсоюзом и 2) подготовленный директором А.Н. Скутневым, где отсутствовала часть принципиальных пунктов согласованного текста.

Возникла нелепая ситуация, при которой не то что голосовать, а даже обсуждать документ было нельзя. И конференцию перенесли на сентябрь. А 4 сентября, как сообщает  куратор работы профкома ГП АТП от ППО «Евразруда» О.И. Суворов, директор А.Н. Скутнев попросту отказался подписывать колдоговор. И договор так и не приняли.

И до сих пор на предприятии непонятная ситуация с отраслевым тарифным соглашением: директор считает, что ГП АТП к нему не присоединилось, а профсоюз и его юристы констатируют, что процедура отказа не проведена, значит, ОТС должно действовать, а работники – получать зарплату в соответствии с ним.

-Раз коллективный договор не принимается, не выполняется отраслевое тарифное соглашение, то  делегаты проголосовали за процедуру коллективного трудового спора. А его надо зарегистрировать, — рассказывает  О. И. Суворов. – Оправили письмо в областной  департамент труда и занятости, приложили акт, подписанный делегатами. Вы думаете, мы получили письменный ответ? Нам позвонили и сказали: регистрировать ваш трудовой спор не будем. Почему? А вы работодателю отправили письмо, а он не ответил, и вы должны в этом случае составить акт о том, что он не ответил!.. Мы отправили письмо в прокуратуру, откуда пришел ответ: да они усматривают в действиях директора нарушение и направляют бумагу в государственную инспекцию по труду. А там ее отдали исполнять работнику, который в отпуске. Красота! Но закон есть закон, и директора в итоге оштрафовали на 3 тысячи рублей за затягивание переговоров. И только.  Никакого предписания, обязывающего подписать колдоговор, ему не выдали. Мы обратились в департамент, который занимается вопросами пассажирских перевозок. Там – непробиваемая стена. Наш следующий шаг — обращение в Общероссийский народный фронт. И в суд.

И сейчас коллектив ГП АТП остается «без билета» — колдоговора и с неясным отношением к ОТС — отраслевому тарифному соглашению.

На чем едем?

И, тем не менее, куда-то едет и везет в автобусах своих пассажиров. Как ранее обещал, попытаемся разобраться с экономикой. Хотя именно я, автор этого материала, именно этой науке доверяю менее всего. Да и наукой ее считаю весьма условно – таково уж мое частное мнение. В интервью с директором ГП АТП А.Н. Скутневым автор уже приводил простой пример о литре бензина или дизтоплива, который легко приобретают 3-4 пассажира, и на котором автобус проходит, к примеру, от АБК шахты до ул. Поспелова – то есть, почти весь маршрут №7. А в салоне за это время побывали и купили билеты (или зашли с ранее купленными проездными) никак не меньше 10 человек, а в час пик – вообще десятки, сотни. Где же тут низкая рентабельность? И директор обещал дать подробный ответ, призвав себе в помощь главного экономиста ГП АТП.

Итак, о том, из чего и как складывается себестоимость пассажирских перевозок, нам рассказывает главный экономист ГП АТП Наталья Давыдовна Колегова:

-Себестоимость состоит из таких затрат, как оплата труда, пенсионные отчисления, горючие и смазочные материалы, техобслуживание и ремонт техники, автошины и общехозяйственные затраты. Но основные статьи расходов — это заработная плата, ГСМ и общехозяйственные затраты. За 9 месяцев этого года доля фонда оплаты труда составила 38,5%, отчисления 11,9%, итого 50,4% — половина всех затрат связана с заработной платой. 21% — это ГСМ и смазочные материалы, 17,6% — общехозяйственные расходы, 6,3% — амортизация, 3,3% — ТО и ремонт и всего 0,9% — автошины.  Всего затраты по маршрутным перевозкам составили  104 млн.226 тыс. рублей. За 9 месяцев 2014 года себестоимость перевозки 1 пассажира составила 32 рубля, дохода пассажира 15, 4 рубля с возмещением – 28, 1 рубля (минус 3, 9 рубля).

-И каковы сейчас убытки ГП АТП?

-За 9 месяцев почти 14 млн. рублей. Фактически наши перевозки обеспечены финансированием на 87,6%. В том числе собственными доходами (48,1%) и бюджетными средствами 39,5%. Видно, что 12,4% — дефицит средств, и к концу года эта цифра будет еще больше.

-Велика ли доля дотаций на льготных пассажиров?

-Всего за 9 месяцев нам оплачено 41 млн. 135 тыс. рублей, из них соцзащита перечислила за льготных пассажиров 11 млн. 934 тыс. рублей, а областной департамент транспорта и связи 29 млн. 201 тыс. рублей.

…Как рассказала Наталья Давыдовна, предприятие пытается зарабатывать за счет дополнительных услуг: медосмотров, автомойки, ремонта и техобслуживания, но при этом прибыль составила — 899,6 тыс. рублей. Не разбогатело предприятие и на автобусе маршрута №3 «Шерегеш – гора Зеленая».

-Выходит, предприятие планово-убыточное?

-Да предприятие планово-убыточное, дотационное. Но в департаменте транспорта связи по причине сложного экономического положения в стране говорят о том, что, несмотря на увеличение всех статей себестоимости, связанное с ростом цен,  величина господдержки в следующем году будет уменьшена. И для того, чтобы выжить,  автотранспортным предприятиям просто необходимо будет проводить оптимизацию маршрутной сети.

 -То есть, запланированная еще летом оптимизация 6-го и 101-го маршрутов окажется очень уместной? И на самом деле даст экономию?

-Согласно нового сводного расписания, с учетом отмены маршрута номер 6 и увеличения транспортной работы на маршруте номер 101, изменятся часы работы и километраж на маршруте. Что даст экономию затратной части порядка 5 млн. рублей. На линии сократится количество автобусов.  Сейчас на «городе» у нас 15 автобусов, а останется 10, зато на пригороде вместо 23 станет 26.

-Получается, что с линии снимаются 2 автобуса и высвобождаются 4 водителя и 4 кондуктора?

-Да, но на работниках предприятия это не отразится. Так как сокращения рабочих мест не будет в связи с недокомплектом водительского состава и кондукторов.

-С переходом на пригородный маршрут №101 люди не потеряют в зарплате?

-Нет, оплата их труда на 101-м маршруте уже давно приравнена к оплате на городских маршрутах. Другая сторона вопроса: уменьшатся часы работы на линии, но до сегодняшнего для на предприятии большая часть водителей трудилась с переработкой, которой просто не должно быть.

Вместо эпилога

Хотелось написать и выпустить небольшой цикл статей, а он понемногу превращается в сериал. Так что в новом году, читателя ждет, что называется, второй сезон. Ведь уже 1 января мы сможем оценить новый график движения автобусов №101. Очень хочется, чтобы эксперимент наших транспортников оказался успешным. И с наступающим новым годом – и пассажиров, и водителей, и кондукторов. И даже тех, кто в их число не входит…

Кирилл САЗАНОВ

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: