КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Согласно данным опроса, проведенного Всероссийским центром  изучения общественного мнения в  период с  27 по 28 мая 2014 года, 29% опрошенных ответили, что  давали деньги  и подарки  работникам  образования. Для  сравнения: 51% — работникам  медицины, 31% — сотрудникам ГИБДД.

Коррупция  представляет собой социальное  явление, которое  развивается  во времени, имеет  исторический  характер и  существенно зависит от социальных условий и традиций той  или иной стран.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача  взятки, получение  взятки, злоупотребление  полномочиями, коммерческий подкуп или иное  незаконное   использование  физическим лицом  своего должностного положения  вопреки законным требованиям  общества и государства в целях получения   выгоды в виде денег, ценностей, иного  имущества  или  услуг  имущественного характера, иных  имущественных прав для  себя  или  для третьих лиц, либо незаконное  предоставление  такой  выгоды указанному  лицу  другим  физическим лицам, а также совершение   указанных действий от имени  или в интересах  юридического лица (определение из  Федерального закона «О противодействии коррупции»).

По данным исследований, проведенных государственным  университетом — Высшей школой экономики, общая сумма  взяток в системе  образования за год немного меньше  1млрд. долларов (26  млрд. рублей). Три четверти этой  суммы составляют взятки, связанные с высшим образованием. Для  сравнения,   суммарные  «доходы» взяточников от образования  примерно в  2  раза  превышают  доходы России от экспорта пшеницы, в  3  раза – от экспорта  автомобилей. Масштабность  вызвана  тем, что  брать и  давать взятки  стало  привычкой, нормой  жизни.

В настоящее время  высок  спрос на  дипломы о высшем образовании, распространена практика обучения за  взятки, которые даются  учениками  за получение зачетов  и экзаменов, за  сдачу  курсовых и дипломных работ. Распространение коррупционных явлений  в образовании приводит к   подрыву конституционного принципа равных возможностей, то есть на  бесплатное образование; деградации общества; снижению  уровня знаний и, как следствие, ухудшению качества  человеческого  капитала общества.

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области  за 10 месяцев 2014 года возбуждено 60 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. В суд направлено 4 уголовных дела по фактам совершения  более  70 эпизодов получения взятки и служебного подлога. В истекшем периоде 2014 года  в  суд также было направлено  4 уголовных дела   указанной категории в отношении студентов.

Наиболее распространенным наказанием, назначаемым  судами  преподавателям за получение  взяток  является штраф, размер которого варьируется  от  двадцатипятикратной до стократной  суммы взятки. Хотя взяточничество в любой  его форме  является тяжким преступлением, и  санкцией  ст.ст. 290(получение  взятки), 291(дача  взятки), 291.1(посредничество во взяточничестве) УК РФ предусмотрено наказание за  его совершение  в виде лишения  свободы, в том числе, на длительные  сроки.

Высокий  уровень коррупции в системе образования  приводит к  снижению привлекательности  российских  вузов, понижению престижа российского высшего образования. Впереди  время сдачи сессий в  учебных заведениях, остается  пожелать, чтобы   знания студентов не  оценивались в денежном эквиваленте,  а  являлись результатам их  усердия  и старания в  учении, и  как следствие,  залогом успешной карьеры  в будущем.

О.В. Власюк,

заместитель руководителя

следственного отдела по г. Таштаголу СКР

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: