КОГДА ШТРАФЫ ВНЕ ЗАКОНА

19 января Кемеровский областной суд рассмотрел дело по заявлению гражданина  Ч. о признании противоречащей федеральному законодательству ныне недействующей статьи 14 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 года N 89-03 «Об административных правонарушениях в Кемеровской области». Подробно об этом расскажет помощник прокурора, юрист первого класса Николай Парамонов. 

Согласно статье 14 Закона Кемеровской области от 16 июня 2006 г.  N 89-03 «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» размещение транспортных средств, в том числе брошенных и разукомплектованных, на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелёными насаждениями и других специально не отведённых местах влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц – от трёх до пяти тысяч рублей.

В начале 2015 г. гражданин Ч. обратился в суд с заявлением о признании областного закона противоречащим федеральному законодательству. В данном случае вопрос установления административной ответственности за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств федеральным законом решён, что прямо вытекает из положений главы 12 КоАП РФ, соответственно, ст.14 Закона области принята с превышением полномочий субъекта РФ. Вопрос охраны природы, обеспечения сохранности зелёных насаждений, осуществления действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду, также разрешены федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими актами федерального законодательства. Наделяя субъект Федерации полномочиями по установлению административной ответственности, законодатель одновременно установил исключительную компетенцию РФ в области законодательства об административных правонарушениях, тем самым определив пределы и границы нормативной деятельности субъекта РФ, который вправе устанавливать административную ответственность лишь по вопросам, не урегулированным федеральным законом. При этом субъект РФ не наделён правом устанавливать административную ответственность не только в случае, когда по вопросу совместного ведения принят федеральный закон, предусматривающий административную ответственность, но и в случае, когда такой федеральный закон не принят, но при этом общественные отношения урегулированы законами и другими нормативными актами РФ.

Во время проведения суда по оспариванию норм статьи 14, размещенной в главе 3 закона Кемеровской области «Административная ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов в сфере градостроительства, благоустройства и озеленение территории», заинтересованные лица указывали на то, что на федеральном уровне данная сфера общественных отношений не урегулирована, федеральный закон, устанавливающий административную ответственность в этой области отсутствует. Между тем сравнительный анализ содержания оспариваемой нормы и действующего федерального законодательства свидетельствует о несостоятельности данных доводов.

Пунктом 4 статьи 22 названного Федерального закона предусмотрено, что единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждёнными Правительством РФ. От 23 октября 1993года N 1090 утверждены Правила дорожного движения РФ, согласно пункту 1.1 которых иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Согласно пункту 1.2 Правила дорожного движения «остановка» — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, «вынужденная остановка» — это прекращение движения транспортного средства из-за технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствий на дороге.

Используемое в статье 14 Закона области понятие «размещение транспортных средств» фактически  означает их остановку или стоянку в местах, перечисленных в оспариваемой норме.Порядок движения, размещения транспортных средств (их стоянки и остановки, в том числе вынужденной) как на дороге, так и в жилой зоне и дворах регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, ответственность за нарушение которых установлена статьёй 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы.

По решению судебных разбирательств заявление гражданина Ч. Было удовлетворено:

— Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей статью 14 Закона Кемеровской обл. от 16 июня 2006г. N 89-03 «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» со дня вступления решения суда в законную силу. В окончательной форме решение принято 19 января 2015 г.

Несмотря на принятое решение в Таштагольском районе продолжают штрафовать граждан, ссылаясь на недействующий закон. В июле был оштрафован на 1000 руб. Вячеслав Александрович Белокуров, дело которого рассматривалось незаконно – в его отсутствие. Такая же участь постигла Инну Александровну Заковряжину – за парковку. Она подверглась наказанию в виде предупреждения. Протесты прокуратуры г. Таштагола по данным обращениям были удовлетворены, а председателю административной комиссии Таштагольского района зам. главы Валерию Сафронову объявлено предупреждение о недопустимости нарушения  требований  административного законодательства   и Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об  административных правонарушениях в Кемеровской области»:

Материал подготовила Светлана Григорьева

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: