ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПРИНЦИП или КАКОЙ БЫТЬ ШКОЛЕ

В среду 30 ноября 2016 г. на базе школы №9 прошла региональная научно-практическая конференция педагогов. Темой её стала интеграция в широком понимании этого слова: как объединение знаний, предметов, объединение школы и большой науки.

Возможно, последнее – интеграция школы и науки – как раз и обьясняет, почему педагоги кузбасских вузов, учителя и чиновники от образования (а всего около 90 делегатов) съехались именно в Таштагол. Известно, что в «девятке» с 2012 года действует научное сообщество учащихся, причём в тесном сотрудничестве с учёными ведущих технических вузов России. Вот же она, интеграция на деле… И не случайно в программе конференции было посещение выставки работ наших школьников.

Они это сделали

В школьном кабинете к стенам придвинуты столы, на которых мы видим лучшие работы прошедших научно-практических конференций «Ломоносовские чтения».

Например, прибор для определения содержания кислоты в электролите.

-У прибора есть щуп с двумя электродами, а между ними при погружении в кислоту протекает электрический ток – чем больше сила тока, тем больше и концентрация кислоты. У прибора два режима: по первой шкале определяется концентрация от 0 до 12%, по второй – от 12% до 48%, для этого при переключении в цепи появляется добавочное сопротивление 10,5 Ом, —  ученица 10б класса Анна Мяснянкина рассказывает об устройстве с таким знанием дела, словно о сделанном своими руками, хотя собран прибор ещё в 2011 году тогдашним десятиклассником, а ныне студентом Максимом Сазановым. Но нет ничего удивительного: работы выпускников теперь,  что называется, в постоянной экспозиции.

— Думаю, это очень удобно, а главное, имеет практическое значение, — отзывается на рассказ методист института повышения квалификации г.Кемерово Ирина Владимировна Чудинова.

А школьница уже демонстрирует телескоп, созданый в 2012 году десятиклассником Владиславом Спиридоновым:

-Телескоп имеет две собирающие линзы и 20-кратное увеличение.

-Вообще, шикарно! А где его можно использовать? — интересуется методист И.В. Чудинова.

— Для астрономии 20 крат – это немного, зато вполне подойдёт для наблюдения за местностью…

Ирина Владимировна от выставки в восторге: ещё бы – нигде в области ничего подобного она просто не видела. А ведь это лишь часть экспонатов. Александр Саинский из 11б класса  демонстрирует собственное изделие – «Качер Бровина», он же «качатель реактивностей», удивительный прибор советского инжерена Бровина на основе технологии Николы Тесла:

-Тесла пробовал передавать электричество без проводов, и этот прибор тоже помогает нам это сделать… В основе его схема на биполярном транзисторе и трансформаторе с первичной катушкой в 4 витка и вторичной в 1100 витков, всё это моталось вручную…

Демонстрация работы этого прибора впечатляет. Александр только подносит к катушке обычную энергосберегающую лампу, и в его руке она загорается. Сильное электромагнитное поле вполне заменяет электрические провода.

-Это наше будущее – передача энергии без проводов, — уверен А.Саинский.

Экспонатов на выставке много, и с большинством наши читатели уже знакомы, например, с макетами перекрёстка со светофорами, небольшим планетарием, уникальной установкой для записи голограмм и самими голограммами, с погружающейся подводной лодкой или макетом дома с охранно-пожарной сигнализацией. Рассказывал я о модели человеческого глаза, об электромагнитной пушке Гаусса и трубе Рубенса, где пламя изображает звуковые волны. А есть и новинки.

В этом году шестиклассник Семён Степанов сконструировал настоящего робота:

-Он может выполнять команды, подстраиваться и танцевать под музыку, а может и атаковать.

И действительно, робот, чётко попадая в музыкальный ритм, вращается на своих гусеницах вокруг оси, двигает руками и ногами, в момент проигрыша включает пропеллер. Остаётся добавить, что костяк изделия – робототехнический коструктор, а в основе схемы – микроконтроллер «Ардуино».

Преподаватель физики Наталья Тимофеевна Лысенко показывает гостям совершенно новый проект – будущую школьную метеостанцию, которая разместится на крыше. Сейчас в высокой степени готовности такой прибор, как анемометр – измеритель скорости ветра, о котором рассказывает восьмиклассник Евгений Борцов:

-Мы взяли миниатюрный электродвигатель (который здесь работает в качестве генератора постоянного тока, К.С.), смонтировали к нему лопасти и подключили двигатель к миливольтметру. Теперь осталось откалибровать его в значениях скорости ветра.

А на столе у четвероклассницы Полины Кашириной макет экогорода, в нём есть дом и лужайка, нет пока лишь главного – солнечной батареи, которая обеспечит дом экологически чистой и бесплатной электроэнергией. Для уличного же освещения послужит ветрогенератор.

Этот и другие проекты школьного научного сообщества станут новинками весенних «Ломоносовских чтений». Н.Т. Лысенко поделилась секретом: нас ждут итересные вещи – умный дом и даже лазерная арфа.

Чему учить завтра

С 11.00 до 16.00 делегаты конференции выступали на пленарной части, на трёх секциях делились опытом работы. Их главной идеей было то, что сегодня пришло время для нового подхода в обучении школьников. Казалось бы, сколько можно над ними экспериментировать — реформа образования стала перманентной и нескончаемой? Впрочем, они профессионалы, им виднее. Тем более что цель интеграции естественнонаучных дисциплин – формирование у детей целостной картины мира и развитие эрудиции. Как это будет на практике?

-Используются различные способы интеграции и прежде всего, это объединение нескольких школьных дисциплин в единый предмет, например, такой, как «Естествознание», — говорит кандидат педагогических наук Т.Б. Игонина. – С помощью интеграции мы достигнем единства мировоззрения, чтобы дети вышли от нас с представлением о том, как мир развивается…  В то же время интеграция не должна заменить классические учебные предметы, она должна лишь соединить знания в единую систему…

Простыми словами, суть сказанного примерно в том, что программы разных предметов должны быть как-то связаны между собой. Особенно если это физика, математика, химия и биология. То есть, предметы, изучающие окружающий мир. Как подчеркнули многие докладчики, именно в естественнонаучных областях знания интеграция просто напрашивается.

Кандидат географических наук, завкафедрой географии и геологии КемГУ В.А. Рябов уверен: его наука интегрирует знания как никакая другая.

-Единственное, что мне не нравится, и это моё субьективное мнение, то, что география раздлена на две области – физическую географию и общественную географию. Таким образом, получается, что нас разделили внутри предмета. То есть, мало того, что мы всегда интегрировали знания предметных областей, в будущем нам придётся как-то интегрировать знания ещё и внутри предмета. На мой взгляд, абсолютно неделимые…

Итак, судя по всему, завтрашних школьников ждут большие перемены. Возможно, скоро уже появится и новый учебник «Естествознание». Не хотелось бы, чтобы всё это повторило печальный опыт западных стран, где вместо математики, физики, химии и биологии есть общий  курс «Наука», а в результате, школьники не умеют считать, не знают даже, на каком континенте находится их город или штат. Впрочем, нашим детям такое явно не грозит. И достижения школы №9 – лучшее тому доказательство.

Интеграция по-таштагольски

Как рассказал директор школы №9 С.Н. Лысенко, больше 20 лет школа сотрудничает с Томским политехническим университетом, являясь региональной площадкой для проведения олимпиад и курсов довузовской подготовки. Будущие выпускники приезжают на экскурсии в ТПУ, общаются со студентами и преподавателями.

-Мы стараемся, чтобы вуз появлялся в жизни школьника как можно раньше. В принципе, это возможно ещё в основной школе, — говорит С.Н. Лысенко. – Ежегодно на базе нашей школы проходят выездные олимпиады, организованные ТПУ, и по результатам всероссийских олимпиад учащиеся могут вне конкурсной систмы стать студентами ТПУ или соответствующих учебных заведений.

В этом году, — добавил Сергей Николаевич, — сотрудничество продолжается, и ребята участвуют в исследовательских и конструкторских проектах на кафедрах и в лабораториях Томского политеха. Итогом станут такие проекты, как «Умный дом», «Лазерная арфа», прибор для измерения ускорения свободного падения, исследовательская работа «Поляризационно-отпический метод исследования напряжений», «Определение качества бензина», «Исследование состава минеральных красок», «Состав парфюмерной смеси и её влияние здоровье человека».

-В этом году у нас стартовал курс для учащихся 9-11 классов по робототехнике на основе микроконтроллера «Ардуино», — продолжает С.Н. Лысенко. – Курс ведут сотрудники кафедры промышленной и медицинской электроники института неразрушающего контроля ТПУ. Традиционными стали встречи наших учащихся с учеными, студентами и аспирантами ведущих вузов страны. На протяжении 3-х лет школа сотрудничает с лабраторией фотоники МГТУ им. Баумана и её заведующим, нашим земляком В.Л. Толстогузовым. По инициативе некоммерческой организации «Фонд поддержки творческих инициатив молодёжи «Шанс» ежегодно летом в школьном кабинете-лаборатории проходят встречи-лектории участников научно-практических конференций: Виктор Леонидович знакомит ребят с новыми достижениями научки, в частности, разработками своей кафедры…

…Для наших читателей вышесказанное давно известно, а вот для гостей, пускай даже титулованных и именитых, было неким откровением. Оказывается можно и без громких национальных проектов или кампаний творить важные, а главное, полезные дела.

По крайней мере, часть всего того, о чём ещё только говорят в областном центре, в Таштаголе уже делается.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: