ИНДУСТРИЯ ВНУТРЕННЕГО  ТУРИЗМА

С 16 по 18 февраля в Таштаголе проходил Всероссийский  форум предпринимателей – Х съезд лидеров «Опоры России».  Представители бизнес-сообщества, Ростуризма, федеральные и областные чиновники приехали на СТК «Шерегеш». Главный вопрос, который в рамках программы «Инвестиционный климат регионов России» обсуждали представители 35-ти российских регионов: что необходимо сделать, чтобы привлечь на горнолыжный курорт Шерегеш еще больше туристов?

Одна  из тем, обсуждённых на  форуме —  перспективы развития внутреннего туризма в регионах России и, в частности, на горнолыжном курорте Шерегеш. Предприниматели  дали высокую оценку  возможностям развития этого вида бизнеса в нашем регионе.

Туристический паспорт региона

17 февраля в зрительном зале ДК «Горняк» на заседании по теме «Внутренний туризм» предприниматели обсудили механизмы привлечения инвестиций в сферу внутреннего туризма, инновации в сфере управления туристическим кластером и другие злободневные вопросы. В работе секции принял участие глава Таштагольского района Владимир Макута.

Вёл заседание вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников. Модератор,  указав, что 10% мирового ВВП сейчас составляет  туристический рынок, рассказал о том, что у нас сейчас идёт работа над туристическими паспортами регионов, которые затем будут объединены в туристический паспорт всей страны. Ведь внутренний туризм – это огромная экономическая индустрия, и её надо развивать.  Во всём  мире идёт конкурентная борьба за каждого туриста, потому что это борьба за доход.

Потенциал района и кадры

Игорь Бухаров, президент федерации рестораторов и отельеров России, отметив гигантский потенциал нашего региона в развитии туризма, самой важной проблемой   назвал подготовку кадров, которую поставил наравне с инвестициями.

– Сейчас, когда есть уникальная возможность продвинуть внутренний туризм, средства производства мы должны инвестировать в кадры, — призвал представителей бизнеса  Игорь Бухаров. — Такие специалисты не выпускаются из институтов. Даже крупные консалтинговые компании обучают специалистов, проводят стажировки, чтобы восполнить кадровый голод.

О подготовке кадров на уровне муниципальной власти и опыте развития горнолыжного комплекса   модератор предложил рассказать главе района Владимиру Макуте.

Спрос опережает предложение

Владимир Макута заострил внимание на том, что с приходом в район туристического бизнеса разрешился вопрос с трудовой занятостью женской половины населения, который в советское время постоянно стоял на повестке дня,  ведь мужская часть населения работала в основном в шахте, а для женщин производства не было.

Глава считает, что у нас в туристическом бизнесе сформирован костяк специалистов, которые могут и мастер-класс организовать и повести за собой. А что касается подготовки специальных кадров для туризма, то этим занимался в своё время филиал КузГТУ, специалистов готовят также в Таштагольском техникуме, который  готов открыть новую группу по любой специальности турбизнеса – повара, официанта, работника гостиничного комплекса…

Модератор задал Владимиру Макуте прямой вопрос:

— Какие вы ставите задачи для того, чтобы увеличить поток туристов, и которые вы можете решить только при помощи федерального центра? Наверное, это всё-таки  развитие инфраструктуры?

На что глава района ответил:

—  В администрации района  отдел по туристической работе возглавляет Николай Павлович  Овчинников, который ведёт мониторинг ситуации. Сегодня спрос опережает предложение, особенно в праздничные и выходные дни. Если на подъёмнике турист  задерживается  на 15-20 минут – это уже не отдых, а ожидание в очереди.  Поэтому необходимо строительство  новых подъёмников и гостиниц. Если сектор А застраивался хаотично, то строительство в секторе Б будет вестись с соблюдением всех архитектурных, строительных, земельных правил.  Новым инвесторам будет проще и понятнее, как строить и что строить. Все будет подчинено концепции развития туризма в Кемеровской области. 

Федеральный уровень и государственное партнёрство

Роман Скорый, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму, был призван осветить то, что у нас делается на федеральном уровне для бизнеса и для региона в плане государственного частного партнёрства.

Федеральная целевая программа 2011-2018 гг. — это 37 регионов РФ, которые в ней участвуют, и 44 больших инвестиционных программы, которые реализуются в регионах. В некоторых регионах реализуются сразу несколько программ, например, в Шерегеше. Формат этой программы зарекомендовал себя с хорошей стороны, потому что  аккумулирует огромное количество внебюджетных средств.

И здесь мы говорим про инициативу, которая должна идти снизу. Государство приходит на помощь в тот момент, когда подтверждается, что есть инвестиции. Есть три составляющие: деньги инвестора, деньги региональные и деньги федеральной целевой программы. Федеральные деньги идут на первый этап — это создание инфраструктуры, которая будет гарантированно определять, что инвестор реализует все свои планы, что ему с экономической и политической точек зрения выгодно заниматься этим бизнесом.

Программа заканчивается в 2018 году, но уже существует поручение президента о проработке вариантов: либо об её продлении, либо о создании новой.

Шерегеш – хороший пример сотрудничества частного бизнеса и средств федерального бюджета. Важный критерий для туристического курорта —  количество посещений:  если турист вернулся в это место второй, третий и большее количество  раз – значит, оценка высокая.

Инвесторы и  власть

Сравнивая два региона – Алтай и Кузбасс – Роман Скорый выделил для первого преобладание летнего отдыха и зимнего для нашего. Есть возможность комбинации двух регионов. Тот потенциал, который есть в межсезонье, особенно в летний период,  надо использовать.  По руководителям спортивных школ вообще вопросов не возникает – всё лето загружено и расписано. Обращаясь к человеческому фактору,  заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый отметил достигнутые результаты как пример, который должен транслироваться на федеральном уровне и реализовываться по всей стране.  Достигнутые результаты — важный фактор  для привлечения инвестиций.

Для инвестора важны многие факты: ему надо понимать местную власть – как она относится к предпринимателям. В рыночной экономике главное – бизнес и  бизнесмен, который создаёт рабочие места, платит налоги, даёт движение экономическому развитию.

Кадры и образование

Что касается образования. Мы на федеральном уровне постоянно говорим  о специализированных учреждениях, которые должны готовить кадры для туризма. Иностранные инвесторы, прежде всего, спрашивают: кто у вас завтра будет работать. Они понимают, что тот сервис, который принят у них, мы в России пока выдержать не можем. И они не могут потерять свой имидж.

Наше преимущество в том, что мы используем новые технологии и учитываем ошибки, допущенные другими странами в создании инфраструктуры. Учиться и стажироваться надо на лучших примерах, видеть формат, к которому надо стремиться. Сервис очень важен. Важны специалисты, которые этот сервис обеспечат.

Процентная ставка и брендирование

Сейчас мы пишем предложения Президенту,  о каком объёме финансирования идёт речь и что надо учесть к следующей федеральной целевой программе. Инициатива снизу должна сформировать правильный подход к дальнейшему развитию.

Ещё нет такого объёма денег у бизнесменов, чтобы можно было без помощи государства выстраивать  инфраструктуру.  Самый сложный момент – это процентная ставка, которая не позволяет быть конкурентоспособными с европейскими рынками.

Брендирование территорий – сегодня одна из основополагающих концепций развития субъектов Российской Федерации. Надо создать не только уникальный продукт, но и уникальную упаковку к нему. Это 50% успеха. Следующие 50% или даже более – информация о продукте…

Несомненная польза таких мероприятий в том, что подобные форумы позволяют увидеть картину комплексно: более масштабно и углубленно. Участие  в мероприятии  первых руководителей общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» для нашего региона — это ещё одна возможность заявить о себе на всю страну и привлечь инвесторов, а также обосновать федеральное финансирование проекта развития горнолыжного курорта Шерегеш.

Людмила КИРСАНОВА, фото автора

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: