ХРАНИТЕЛИ ВЕРЫ

Роман Камиля Зиганшина «Золото Алдана» вышел в 2010 году. С момента издания он получил широкую известность не только среди читателей Башкортостана, но и далеко за пределами России — среди староверческих общин мира. Делятся своими впечатлениями о книге заведующая отделом обслуживания городской библиотеки Антонина Лукинична Гришакова и Александр Васюнов. 

Камиль Фарухшинович Зиганшин — член правления Союза писателей Башкортостана, лауреат многочисленных литературных премий, заслуженный работник культуры РФ и РБ, председатель Республиканского Фонда защиты диких животных, учредитель премии «Рыцарь леса». Начинал свое творчество К. Ф. Заганшин как писатель-натуралист, рассказывал о жизни животных. Толчком к написанию книги «Золото Алдана» послужило, по его собственному признанию, знакомство с удивительно сильными духом людьми – староверами.

Роман «Золото Алдана» состоит из 2-х книг: «Скитники» и «Золото Алдана». В целом книга стала пользоваться спросом у книголюбов неслучайно. Многие критики считают, что это произведение наполнено внутренней силой, глубиной, художественной выразительностью. Уже с первого абзаца читатель становится посвящённым в одну из тайн сибирской тайги.

Здесь, под защитой непроходимых дебрей, старолюбцы хранили отеческие устои православия и одну из главных святынь – образ Божьей Матери из покоев самого Владимира Красное Солнышко.

Роман рассказывает о жизни в старообрядческих общинах, традициях и обычаях.  Их дорога переплетается с дорогами золотоискателей и коренных жителей. Один из главных героев романа Корней, он знает все сибирские травы и может исцелять как людей, так и зверей. Вылеченные им рысь, олень, беркут не раз спасали его. По мнению А.Л. Гришаковой, эта книга учит жить человека в гармонии с природой:

— Гармония начинает рушиться с приходом цивилизации – в тайгу пришли геологи. И когда они увидели, что коренные жители едят золотыми ложками и стреляют пулями из золота, они посчитали это расточительством. В 30-е годы в стране шла индустриализация, а здесь золотые пули отливают.

Сразу же приехала целая партия геологов. Защищает жителей тайги  природа. Геологи  убивают медведя, который оказался заражённым – в результате умирают и они. Корнея как проводника обвиняют в гибели членов партии, он попадает в тюрьму. Корней понимает, что наказан за то, что изменил традициям и обычаям общины – влюбился в начальницу партии, оставил жену и детей.

Автор использует язык, на котором говорят старообрядцы, имена героев тоже не случайны, получают их герои согласно православному календарю: Пелагея, Марфа, Егор, Павел, Демьян, Пётр, Никодим, Маркел, Елисей, Ольга, Корней. В старину принято было давать имена по церковному календарю. Личное имя у староверов связывает человека с ангелом-хранителем и даёт заступника в лице одноимённого святого. Друг к другу герои обращаются по имени, употребления отчества и фамилии в их среде нет.

Красивы по звучанию монашеские имена. Потомок старинного княжеского рода Василий Шмурьев принял постриг и с новым именем — Варлаам — удалился в монастырь. Старатель Лешак обрёл имя Алексий, Изосим – Андриан: «В монастыре Изосим принял обет послушания и строгой жизни, постригся в монашество и посвятил дальнейшую жизнь благоговейному служению Богу. В новом сане инок наречен был Андрианом»  — новая жизнь начинается с новым именем.

Александра Ивановича Васюнова история раскола привлекала всегда. Его предки по отцовской линии жили в лесах Карелии с карелами и финнами, которые  до настоящего времени не утратили старинного уклада жизни:

— Я услышал про книгу Камила Зиганшина «Золото Алдана» и записался в очередь на её прочтение. Но по воле случая она оказалась у меня раньше – взял в библиотеке на Первом участке. Ожидание оправдало себя.

Александр Иванович прочёл книгу на одном дыхании. Камиль Зиганшин в романе  описал жизнь старообрядцев,  начиная с Раскола до сороковых годов 20 века. Это как путешествие во времени. Читатель проделывает путь с героями до Байкала и верховьев Алданки. Автор подробно описывает испытания, выпавшие на долю старообрядцев, пытающихся сохранить незапятнанной веру в Бога. А.И. Васюнову понравилось, как автор описывает  благородство русских офицеров, оставшихся в скиту.

– Сударь, вы уж простите, что мы тут похозяйничали – отобедали без дозволения. Сами изволите видеть, в каком мы состоянии – пять дней не ели. Чуть дошли, – за всех извинился юнкер Хлебников. 

– Дык правильно, што похарчевались. Пошто животы терзать? Тем паче, ноне Троицын день…  А я вот удумал рыбки наловить – попраздничать.  Ан нет, не берет – сыта. Вона сколь ноне комарья. Глотай, хошь лопни, – улыбнулся дед в ответ. Улыбнулся одними глазами, но так радушно, что мгновенно расположил к себе. 

 Глядя на исхудалые, измученные лица пришлых, не сдержался, попенял: 

– Как можно так отощать – в лесу эвон скоко съедобных корений, трав. Нешто не ведаете, сколь питателен борщевик? Сколь хорош татарник, сурепица, желтая лилия? Не ведали? 

Книга читается легко. После прочтения идёт процесс осмысления. По мнению автора, старообрядчество сберегло до настоящего времени русский быт, веру – духовный стержень, «продлив жизнь истинно русской культуры до наших дней». Староверчество возникло не против истины, а ради истины. Этими словами Камиль Зиганшин заканчивает свою книгу.

Светлана Григорьева

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: