ЕГЭ: за и против

ЕГЭ: за и против

Начался новый учебный год. Кто-то только поступает в этом году в школу, а кто-то уже выпускается. Для выпускников это по-настоящему сложный год. Каждый уже ломает голову: на кого учиться, куда поступать. Но на пути достижения своей цели стоит «страшное» испытание —  ЕГЭ. Кто-то уже начал готовиться, а кто-то начнёт лишь за неделю перед экзаменом. Я, как и большинство учеников, уже обеспокоена дальнейшим исходом моего обучения в школе. Так давайте же разберёмся, ЕГЭ: хорошо или плохо, если взглянуть на это глазами выпускника.

Мои одноклассники — народ порой крайне непоследовательный, но очень озадаченный предстоящими экзаменами, ответили на вопрос: каково ваше отношение к ЕГЭ.

Проанализируем ответы

Большинство учеников в качестве плюса отмечают тот факт, что, сдавая ЕГЭ,  можно подать заявление в несколько ВУЗов, не выезжая из своего города, и все ученики —  равные кандидаты при поступлении. Несомненно, вы можете подать документы, оставаясь в своём родном городе, но все ли настолько равны при поступлении? Существуют некоторые приоритеты при поступлении. Хотя эти приоритеты должны даваться небольшому количеству людей, тем не менее, люди умудряются хитрить и зачисляют на бюджет не того, у кого больше баллов, а того, у кого подтверждение для льготного поступления.

Следующее положительное утверждение: ЕГЭ даёт возможность поступить в любой ВУЗ страны. Да, возможно, но с другой стороны, множество ВУЗов смотрят на результаты лишь косвенно и проводят внутренние экзамены. То есть хочешь -не хочешь, а знать все темы ты должен.

На третьем месте утверждение: экзамены дают точное представление  о знаниях выпускника предмета и их независимую  оценку. Предлагаю для начала рассмотреть, как проверяют экзаменационные работы. Задания в КИМах (контрольно–измерительных материалах) делятся на две части. Первую часть  (тестовую) проверяет компьютер. Экзаменуемый пишет на бланке ответ. Но малейший неправильный наклон буквы  или просто сбой в системе могут испортить всю, даже безошибочную работу.

Вторую часть проверяют «независимые» эксперты. Готовясь к предстоящей итоговой аттестации, я искала, как правильно писать вторую часть по обществознанию и наткнулась в интернете на преинтересную статью, в которой говорилось, что писать необходимо предельно чётко, минимизировать свои размышления и, скажем так, угадать мысли составителей ЕГЭ. Это объяснялось тем, что проверяющие прочитывают огромное количество  работ и под конец мало вчитываются в смысл написанного, и проверяют по клише. Так что порой даже самая оригинальная и остроумная работа имеет шанс остаться низко оцененной. Справедливость оценки знаний может поставить под сомнение и тот факт, что порой у некоторых выпускников  есть возможность списать, заранее купив  ответы. Возможно, это и всего лишь слух, и может в 2013 году все написали самостоятельно на высокий балл (кто слышал этот громкий скандал, поймут), но всё же остается под вопросом, кто умнее: кто списал или написал собственными усилиями?

Минусов дети увидели больше. Если плюсов было около 8,то минусов нашли 12. Отметим наиболее популярные

На первом месте — эмоциональное напряжение, стрессы и расстройство выпускников, а вместе с ними их родителей и учителей. Только единицы смогут поспорить. Пусть и остаётся ещё много времени до тех четырёх часов работы на итоговой аттестации, страх уже потихонечку начинает усиливаться. Возможно, и в случае традиционной сдачи напряжение тоже есть, но когда ты знаешь, что судьба зависит от компьютера и от  уставших экспертов,  волнение достигает своего апогея. И, как правило —  ухудшение здоровья.

Я считаю:  эти два утверждения взаимосвязаны, и после первого наступает второе. Также, можно объединить утверждения: не даётся представление о точных знаниях и учит мыслить шаблонно.

Хочу привести  цитату, которая, по моему мнению,  очень справедлива и точна: «В России риторика и логика потеряли былую значимость. Предпочтение отдается тестам, ГИА, ЕГЭ, а не умению анализировать, работать над идеями и даже не письменной речи, которая служит для передачи мыслей, идей, знаний и понимания. XXI столетие ломает установившиеся веками традиции,  меняет миропредставление человека о взаимодействии с окружающей действительностью, обедняет речевую культуру, насыщая однотипными высказываниями, штампами, шаблонами, эмограммами и другими условными пиктографическими изображениями». И на самом деле, если в точных науках это может мало прослеживаться, то в таких науках, как обществознание или история, вся прелесть индивидуальной мысли утрачивается. Мы должны отвечать на вопросы так, как думают составители, тем самым мы перестаем мыслить индивидуально и используем в большей степени клише, а не собственные мысли.

 

В этом году на выпускников наваливается и такой груз, как итоговое сочинение по литературе, которое ученики пишут в декабре. Остается много вопросов по поводу самого написания и оценивания, хотя от этого зависит методика  подготовки к сочинению.

Каждый сам выбирает: положительно или отрицательно воспринимать эти методы проверки знаний, но иной формы проверки пока что не предполагается.

Татьяна Шадрина, школа № 9, 11 класс

 

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: