ЧОРОС-ГУРКИН — СЫН АЛТАЯ

В музее этнографии и природы Горной Шории экспонируются репродукции картин известного российского и советского художника Григория Ивановича Гуркина (12.01.1870 — 11.10.1937гг.), ученика И. И. Шишкина.

Национальный музей имени А.В. Анохина Республики Алтай любезно предоставил 77 репродукций работ художника для выставки под названием «Я – сын Алтая», которая открылась в музее этнографии 20 мая и продлится до 8 августа. Среди таштагольских любителей живописи выставка работ талантливого художника прошлого века вызвала немалый интерес. Будет интересна она и для начинающих художников.

По национальности Григорий Иванович алтаец, он считал себя потомком теленгитского хана Коная и представителем рода чорос, поэтому подписывал свои произведения не просто Г.И. Гуркин, а Г.И. Чорос-Гуркин, то есть алтаец из рода чорос.

Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) в крещёной семье. В 1878 году был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи.

В 1896 году  Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А. В. Анохиным, открывшим молодому художнику мир современной живописи. Первая сохранившаяся картина «Ночь жертвы» полна таинственности и наивности,  именно с ней он попытался попасть в Академию.

Недолго учился у И. И. Шишкина (на глазах у Гуркина тот скоропостижно скончался, работая за мольбертом), затем — у А. А. Киселева, в классе которого он был вольнослушателем Академии. Мэтры открыли его истинное призвание — пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину художник встаёт на собственный путь. Уже в течение 19031905 годов он пишет ряд картин, характеризующих зрелого мастера. В 1903 году художник возвращается на Алтай, обосновывается в Анос (недалеко от знаменитого ныне курорта Чемал), работает учителем, женится.

Примерно с 1905 года начинается творческая зрелость художника. За десятилетие (19051915) Гуркиным были созданы такие значительные произведения, как «Катунь весной» (1903), «Озеро в Лаже» (1907), «Хан Алтай» (1907), «Река Ядыгем» (1909), «Каракол» (1909), «Ледоход» (1909), «Алтай. Горная долина» (1909), «Корона Катуни» (1910), «Озеро горных духов» (1910) и другие.

В 19061907 годах в Томске, губернском центре Томской губернии, куда входил и Горный Алтай, устраивается выставка художника. Это было время расцвета сибирской культуры. Томскому просветителю Г. И. Потанину удаётся собрать вокруг себя культурную интеллигенцию практически всей Западной Сибири: писателей, журналистов, артистов. Он неутомимо разыскивал и поддерживал всё мало-мальски талантливое вокруг. В такой атмосфере Гуркин быстро завоевал признание. В течение 19061915 годов художник объездил с выставками всю Сибирь и стал признанным классиком сибирской живописи.

Постепенно алтайский художник от изображения конкретной натуры в ранних работах переходит к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа. Так возникает «Хан Алтай», картина, первый вариант которой относится к 1903 году, а последний создан незадолго до смерти. Замысел лучшей картины Гуркина «Хан Алтай» зрел, когда художник начал решать трудную задачу изучения и передачи различных состояний природы.

Величественная панорама горных хребтов предстает перед зрителями во всем своем первозданном и грозном виде. Длинные языки ледников и вечный снег обложили со всех сторон каменистые громады, протянулись по узким ущельям средь граненых пирамид, упершихся своими вершинами в мятущийся хоровод сумрачных облаков. Неприветливо и неуютно в этом царстве камня и льдов. Только горный орел да вечнозеленый кедр чувствуют себя здесь дома. Подлинной монументальностью веет от созданного художником образа родной природы. Эмоциональную нагрузку в композиции несет луч солнца, пробившийся сквозь мрачные, тяжелые облака и ярко осветивший белое поле ледников и холодные грани серых утесов. Без него изображение природы производило бы на зрителя гнетущее впечатление.

И, конечно, ничто не сравнится по грандиозности и глубине образа с картиной «Хан Алтай» 1936 года. Она достойно завершила поиски художника и его творческий путь. Г.И. Гуркин сумел вдохнуть в последнюю свою большую картину раздумья о жизни и пережитом. Судьба образа становится особенно зримой при сравнении картины 1936 года с первым вариантом «Хан Алтая» 1907 года.  При внешней похожести это две совершенно разные картины. В их основе жизненный опыт и оценка его. Различны и задачи художника. В 1907 году художник славил красоту великанов — гор, утверждал победу жизни в безжизненном, на первый взгляд, пространстве. Основа образа — народные мифы и сказания. Вероятно, с этим связана определенная повествовательность полотна. Как известно из поэтических произведений Г.И. Гуркина, его картины многоаспектные, а в образе кедра на полотне «Хан Алтай» содержится поэтическая аллегория судьбы автора. В1936 году художник пишет картину более суровую, менее повествовательную. Образ монументальный и героический, но и трагичный.

В лучших своих работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая. К другой, стержневой в его эволюции картине «Озеро горных духов» Гуркин шёл через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот — реки и озёра, сбросившие оковы льда. Картина «Озеро горных духов» стала еще при жизни художника широко известной.

Гуркин показывает своим полотном, что величавая природа Алтая способна внушать благоговение и достойна почитания, с которым издавна относились к ней алтайцы. Живописец мастерски передал весеннее состояние природы высоко в горах с ее чистотой, ясностью и умиротворенность. Линия горизонта проходит достаточно высоко, что придает изображенному особую монументальность и устойчивость. Колорит картины выдержан в серовато-голубых и жемчужных тонах. Даже иные по своей природе желто-коричневые, охристые цвета первого плана приглушены настолько, что приобретают серый холодный отлив. Богатые оттенки холодного серого цвета создают впечатление цельности, лирической сдержанности и величавого покоя. Характерна для Гуркина и живописная техника этого произведения — легкие, мелкие мазки с тонкими переходами из одного в другой, с применением лессировок, удачно передающих прозрачность воздуха, весенней глади озера. Прозрачность живописного слоя создает впечатление скорее акварельной, а не масляной живописи.

12 мая 1917 года Григорий Гуркин выступил в Томске на первой сессии губернского народного собрания с докладом «Об Алтае и его нуждах» и сделал заявление о выделении инородцев Алтая в самостоятельный уезд. Первая сессия Томского губернского собрания вынесла своё решение в пользу инородцев, предоставив им право на самоопределение.

Важный период жизни и творчества Гуркина (19171937) связан с событиями революции, Гражданской войны и установления Советской власти в Сибири.  В 1917 году на волне революции создаётся государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа), и художника как самого известного представителя коренной национальности уговаривают возглавить её. А уже в апреле 1919 года колчаковцы арестовали неудачливого руководителя «за сепаратизм и измену Родине» и отправили в тюрьму города Бийска. Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли «практических действий»), художник, спрятав свои картины, с семьёй поспешил перебраться в Монголию, а в 1920 году он переехал в Туву.

В 1925 году художника уговорили возвратиться в Советскую Россию. Приём поначалу был восторженным, художнику устроили две выставки в Новосибирске (в те годы ставшего административным центром Западной Сибири), а в 1926 году — в Москве, где к хору восторгов самобытным талантом присоединил свой голос и Луначарский.

Творческий путь художника в 2030-е годы был тесно связан с социалистической новью Алтая. Это значит, что его талант был востребован Советской властью: ни один праздник в Горном Алтае, да и в Новосибирске, не обходился без участия художника. Плакаты, разрисовки и другая подённая работа становятся обязанностью художника. Он создал рисунки к алтайскому букварю, иллюстрировал народный эпос. И продолжал писать картины. Его живопись обрела новые качества: красочность, умиротворённость. Всё большую роль в его творчестве играла декоративность.

В 1937 году Гуркин был арестован и расстрелян по обвинению в организации подпольной националистической группы и шпионаже в пользу Японии. Реабилитирован Григорий Иванович посмертно в 1956 году.

В Республике Алтай в 1992 году учреждена ежегодная общественная республиканская премия имени Григория Ивановича Чорос-Гуркина, которая вручается ежегодно в день рождения художника лучшим людям творческого труда.

 Подготовила Людмила КИРСАНОВА, фото Вяч

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: