В ходе реконструкции Горно-Шорского филиала «Евразруды» горняки Шерегеша постепенно переходят на новую технологию разработки железорудного месторождения: по шахте колесит самоходная техника. Внедрение самоходных буровых и погрузочно-доставочных машин началось на руднике в октябре 2013 года. Подрядная организация ООО «Звездный» временно предоставила ему свою технику и специалистов, начавших опытные работы в условиях Шерегешского месторождения. Так началась «машинная эволюция» — переход на перспективную технологию, которая подразумевает снижение затрат и резкое повышение производительности труда.

Тогда, в октябре 2013 г. директор Горно-Шорского филиала утверждал, что, благодаря новой технике и новой же системе отработки, процесс добычи ускорится многократно:

-Новая она только для нас, а во всём мире применяется давно. Разница в том, что для подготовки выемочной единицы было необходимо 1,5 – 2 года. Сначала заходит проходка, делает нарезные работы, затем – бурение, одновременно идёт строительство днища для выпуска руды. И уже после взрывания блока на него заходит добычной участок. При новой технологии – подэтажной с торцевым выпуском руды — уже через 3-4 месяца можно начинать добычу. Практически, подготовка блока уменьшается в 3-4 раза!

Директор подрядной организации ООО «Звездный», начавшей отработку опытного участка, уверял: скоро мы не узнаем эту шахту, настолько она изменится. С тех пор прошло более года – пора убедиться.

Подземные водители

На шахтном горизонте +185 метра есть много разнообразных выработок: идущие от стволов квершлаги, штреки вдоль рудных тел и орты, в которых идет добыча руды традиционным способом. В таких ортах уже десятки лет рудой нагружают вагоны с помощью ВДПУ – вибродоставочных погрузочных установок, подающих ее из камер, где она была заранее раздроблена большими зарядами взрывчатки – так называемыми массовыми взрывами. Но в 900 метрах от ствола Новоклетьевой стальная решетка закрывает вход в некий тоннель. Что там, в темноте?

Тоннель ведет под уклон, а под ногами отчетливо видна колея, накатанная чем-то мощным и тяжелым. Как поясняет заместитель главного инженера шахты по производству и куратор проекта внедрения самоходной техники Роман Викторович Бастьян, мы движемся по наклонному съезду – выработке, соединяющему два горизонта +185 метра и +115 метра. Сечение ее стандартное, 15,3 кв. метра. Именно здесь и ездят многотонные исполины. А вот и подземный перекресток на новом горизонте +164 метра, от него вправо и вниз уходит все тот же наклонный спуск. А мимо нас по самому горизонту +164 метра проезжает самоходная буровая машина подрядчиков ООО «Звездный», чья работа здесь еще не окончена. Но уже сегодня в шахте есть собственная техника нового поколения.

— Нами приобретена самоходная погрузочно-доставочная машина ST-1030 шведской марки Atlas Copco. Это торцевой погрузчик шахтного исполнения, он ведет работу в буро-доставочном орте, — рассказывает Р.В. Бастьян. – Грузоподъемность машины 10 тонн. Таких машин у нас будет две, и еще две – у подрядчика. Сейчас одна уже приобретенная нами машина используется как для проходки, так и для очистных работ — доставки уже отбитой руды в рудоперепуск. Мы планируем полностью перейти к этому способу добычи руды. Он гораздо эффективнее существующего и повысит производительность труда.

На отметке +120 метра пройден еще один горизонт, и здесь же, прямо за поворотом чернеет вертикальный провал рудоперепуска. И сейчас мы увидим, как здесь работают. Тоннель наклонного спуска вдруг освещается ярким светом фар. Это снизу, с горизонта +115 метра, к нам идет погрузчик ST-1030. С полным ковшом он движется задом-наперед,  ловко вписывается в поворот и заезжает на горизонт +120 метра. Машинист сидит в кабине таким образом, что ему одинаково удобно ехать в любую сторону. Свернув на горизонт, машина останавливается и уже передним ходом подъезжает к рудоперепуску, и с грохотом высыпает в него содержимое своего десятитонного ковша. Внизу, в пяти метрах от горловины, рудоперепуск заканчивается воронкой камеры ВДПУ – вибродоставочной установки. Здесь новая технология соединяется с классической. А ВДПУ (она же «Сибирячка») — по сути, это мощная стальная плита, которая вибрирует под действием электропривода, и в результате, горная масса сыплется по ней прямо в вагон. А затем руда идет обычным путем: поездом к вагоноопрокидывателю, из его бункера конвейером  на дробилку, а оттуда в дозаторную и на погрузку в скипы, которыми руду поднимут на-гора.

Еще сотня метров по спуску — и мы оказываемся в просторной камере, по сути, рукотворной пещере с 15-метровыми укрепленными сводами. Эта камера ремонта самоходной техники еще совсем не готова, и как раз над ней-то и работает ПДМ  ST-1030, убирая в рудоперепуск на отметке +120 метра оставшуюся здесь породу. И эта камера, и наклонный спуск протяженностью 700 метров, и нанизанные на него горизонты +164 метра, +142 метра и +120 метра  пройдены с помощью самоходных машин, буровых и погрузочно-доставочных.

Лучше, чем на легковой

Специально для работы на этой технике в Горно-Шорском филиале «Евразруды» создан отдельный участок №24, до конца года 42 горняка получат новые специальности – машинист погрузочно-доставочных машин и машинист буровых установок. По словам заместителя главного инженера шахты по производству Р.В. Бастьяна, новая технология неизбежно высвобождает людей, ранее занятых непроизводительным трудом, которые теперь переучиваются на новые специальности, так что без работы никто из них не останется. Один из машинистов ПДМ ST-1030 Максим Петрович Колчанов до этого работал проходчиком, недавно прошел обучение в Норильске и теперь своей новой профессией вполне доволен:

-Несколько секунд, и у машины полный ковш. Управляется она хорошо – вот этим джойстиком на двери. Главное, чувствовать габариты: длина машины почти 10 метров, а ширина — чуть больше 2 метров. А ковшом я управляю с помощью рычага. По красоте, по мягкости хода – едешь, как на легковой иномарке. Есть пульт дистанционного управления для того, чтобы не заезжать в малогабаритную камеру, а находиться в безопасной зоне. Потихоньку отходим от ручного труда.

-А на поверхности Вы на чем-то ездите?

-Да, у меня «Нива». Но эта намного комфортабельнее, одна кабина чего стоит. В ней все очень удобно. Кресло регулируется, а джойстик управления можно пальцем пошевелить…

И машинист начинает работу. Его ПДМ и вправду резвая: подъехав к высокой куче породы, машина вгрызается в нее и спустя пару секунд уже отъезжает с полным ковшом. Как уже сказано, ей не надо разворачиваться, и в проем наклонного спуска она въезжает задом-наперед. И, покидая камеру, не оставляет после себя никаких выхлопных газов. И это несмотря на то, что под капотом дизель мощностью 200 лошадиных сил.  Для этого здесь хорошая вентиляция. Да и умеют все-таки делать машины «проклятые капиталисты»…

Но и наши не лыком шиты. Обслуживать и ремонтировать эту технику шерегешские горняки будут самостоятельно. К этому на участке №24  ремонта готовятся всерьез.

-Здесь, в камере, будет эстакада, чтобы менять масло, обслуживать мосты и двигатель. Уже закупили опресовыватель для шлангов высокого давления. Если у гидравлики порвется шланг, мы его сами же заменим и машина не будет простаивать, — рассказывает Р.В. Бастьян, который и сам прошел обучение на ПДМ и умеет ею управлять.

Машинная эволюция

Насколько же новая техника повышает производительность горняцкого труда? И как вообще теперь изменится принцип добычи руды в Шерегеше?

-Скорость проходки подготовительных и нарезных выработок увеличивается в 3-5 раз по сравнению со старым способом. Представьте: объем ковша у ПДМ – 4,5 куб. метра. Раньше на старой погрузочной машине 1 ППМ-5 для погрузки, буксировки и разгрузки четырехкубового вагона нам требовалось около часа. А сейчас машина отвозит тот же объем за две минуты, — поясняет Р.В. Бастьян. — Новая технология несопоставима со старой. Мы постепенно отойдем от массовых взрывов, заменяя их технологическими. И сейчас отбиваем примерно по 3-4 тысячи тонн руды на одну камеру, из бурового доставочного орта (БДО)  производим ее отгрузку самоходными машинами, по мере того, как руда заканчивается, готовим следующую камеру. Кстати, в БДО машина въезжает на дистанционном управлении без участия человека  в целях его безопасности. Потому что не исключено самопроизвольное обрушение горной массы, и если машина окажется под грудой камней, человек в десяти метрах от нее с пультом управления в руках – целый и невредимый.

По словам заместителя начальника участка №24 С.Ю. Волкова, масштабы того, что за год сделано в шахте этой самоходной техникой, впечатляют: пройдены буквально километры горных выработок. А ведь это только начало!

…Бывать на проходке мне приходилось. И видеть в работе 1 ППМ-5. Эта неплохая для своего времени техника еще послужит, пока ей на смену не придут «самоходки». Но для ППМ нужны рельсы, электровоз, а проходческий 4-кубовый вагон она хоть и погрузит минуты за три, но столько просыплет мимо, что машинисту в одиночку придется лопатить с полчаса. Это ведь не снег, а порода!..

В шахте Шерегешского рудника работала и самоходная погрузочная машина на пневмоходу. С ней другая морока: работает на сжатом воздухе и волочит за собой шланг, словно привязь, а он имеет свойство рваться. К тому же и давление воздуха может упасть, и тогда – стоп, машина…

Так что переход на новую технику и сопутствующую технологию иначе как эволюцией назвать сложно. Хотя бы потому, что внедряются они постепенно, успешно смыкаясь со старыми методами. А рудник выходит на новые мощности.

Кирилл САЗАНОВ, фото автора

 

Похожие сообщения

Оставить комментарий

Войти с помощью: